«Вокруг света» – московский еженедельный иллюстрированный журнал науки, литературы и искусства, издающийся с 1861 г. по сегодняшний день. Основатель – известный издатель и книготорговец М. О. Вольф.
Первый выпуск «Вокруг света» вышел благодаря братьям Евгению и Михаилу Вернерам, которые выпускали его до 1891 г. В это время в журнале появились 2–3 страницы, отведенные под рекламу, которая приносила дополнительный доход издателям, и положительно сказывалась на цене издания. «Вокруг света» был недорогим, что сыграло немалую роль в его популярности – такой журнал могло позволить себе большое количество читателей. Однако, постепенно содержание журнала стало скатываться в бульварный характер, начались проблемы с выпуском – издание пришлось продать.
Покупателем стал хозяин крупнейшего в России издательского предприятия И. Д. Сытин, который сразу же стал формировать редакцию «Вокруг света». В издании сменились четыре редактора, с 1907 г. им стал В. А. Попов, русский писатель и педагог. Под его руководством качество выпускаемого материала значительно улучшилось, стали публиковать информацию о достижениях науки, приключенческие и фантастические художественные произведения (часто в качестве приложений), специально для редакции заказывались очерки о путешествиях. В качестве иллюстраций на страницах журнала «Вокруг света» стали печатать фотографии и изображения высокого качества (фоторепортажи, портреты, авторские художественные фотоработы).
В 1917 г. И. Д. Сытин прекратил выпуск «из-за дефицита бумаги и общей неопределённости жизни, затрудняющих исполнение обязательств перед подписчиками».
В фондах нашей библиотеки хранятся номера «Вокруг света» начиная с 1914 г., поэтому мы постараемся показать разнообразие публикуемого материала на примере этих нескольких дореволюционных лет.
Так, в № 8 за 1914 г. нам показался интересным историко-культурный очерк Я. Берлина «У египетского камелька». Автор пишет об открытии французского египтолога де Руже, сделанном 60 лет назад, – в ветхом папирусе времен Рамзеса II была найдена история, «сказка», запечатленная вместо привычного священного текста. Далее среди египетских папирусов было разыскано множество произведений «легкой и занимательной литературы»: поэзия, проза, сказка, повесть, басня – все это можно найти, хотелось бы сказать «на страницах», но нет, в свитках древних египтян.
Берлин приводит в пример одну из сказок:
Очевидно, пользовались популярностью у египетского читателя волшебные истории. Героями их становились фараоны, приближенные к ним, полководцы, боги, но иногда героем мог стать и простой крестьянин. Истории о путешествиях в чужие края также занимали умы древних египтян. Персонажами могли быть члены торговых экспедиций, представители египетской дипломатии, войска, целью которых было завоевание новых областей. Такие рассказы были полны подробностей о чужих обычаях, обрядах.
Сохранность свитков с историями до наших дней объясняется тем, что египтяне клали их в усыпальницы, дабы человек и в своей загробной жизни не был лишен привычного чтения.
В тексте очерка также присутствуют иллюстрированные вставки – небольшие заметки о Древнем Египте:
Также в номере приводится физиологический очерк Н. О. Золотницкого «Благодетельное значение боли». Автор пишет о том, что боль нужна и необходима, она «наш верный, заботливый друг <…> лучший наш союзник в поддержании и сохранении нашего здоровья».
Первое «благодетельное значение боли» – способствует отстранению от источника опасности, дает понять, что что-то не в порядке. Боль заставляет нас быть более осмотрительными.
Почему мы по-разному воспринимаем боль, в зависимости от части тела – оттого, что органы в нашем теле не все одинаковой степени важности, считает Золотницкий. Есть органы первостепенные, есть второстепенные.
Далее в номере можем ознакомиться с небольшим фотоочерком об экспедиции в Центральную Африку.
В № 9 за 1914 г. уже знакомый нам Я. Берлин пишет очерк «Народы великанов» о «людях исполинской породы». Они упоминаются в сказаниях и преданиях разных стран по всему свету, и автор приводит в качестве примера «Одиссею», русские народные сказки, где часто героями становились богатыри-великаны, достающие головой до облаков.
Когда в земле находили кости исполинского существа, то народная молва называла их останками вымерших богатырей. Это мнение разделяли и ученые. Так триста лет назад в окрестностях французского города Романа был отрыт огромный скелет 25 футов длиной. Его приняли за скелет великана, решив, что это останки тевтонского предводителя Тевно-бохуса, сраженного в 102 г. римским полководцем Марием. И лишь 220 лет спустя выяснилось, что скелет принадлежал мастодонту.
Но некоторые исследователи продолжали верить, что когда-то по земле ходили великаны. Так в XVIII в. ученый Генриэн составил таблицу постепенного понижения человеческого роста. По этой таблице Адам был 18 метров, Геркулес – около 3 метров, Александр Македонский – уже не более 2 метров. «Так мельчал род людской», – пишет Берлин.
В № 48 за тот же 1914 г. знакомимся с очерком С. Плотникова «Святая София» о мечети в Царьграде (современный Стамбул). Здание мечети – бывший православный храм, обращенный в мечеть в 1435 г. после захвата Константинополя османами.
Плотников дает краткую субъективную историческую справку об историческом здании, пишет о расположении его относительно городской инфраструктуры и описывает мечеть глазами посетителя.
В № 4 за 1915 г. начинаем читать рассказ о волках в духе Джека Лондона. Это произведение британского писателя Ф. Марза «Одинокий разведчик» о приключениях серого хищника.
Далее в номере интересен очерк А. Жирмундского «Босфор и Дарданеллы», который пишет свои личные впечатления о путешествии в Турцию. Автор рассказывает об удивительном географическом местоположении Турции. Эта страна находится как раз на границе трех материков – Европы, Азии и Африки. В этой части мира пересекаются две оси – материков и внутренних морей. Представляя разом и перешеек, и пролив, Босфор и Дарданеллы в одно и то же время служат путем для коммерческих флотов и местом перехода при движении народов с одного материка на другой. Автор пересекал Босфор трижды и каждый раз его поражало великолепие вида панорамы:
В № 5 за 1915 г. очерк Э. П. «Обитатели скал Королевского острова» повествует о жителях Диомидовых островов. Автор рассказывает об одном английском путешественнике, который провел зиму в хижине племени эскимосов. Затем его подобрала шхуна «Медведь», отправившаяся к Берингову проливу. Речь, скорее всего, идет о шхуне «Белый медведь», купленной исследователем Арктики В. Стефанссоном для Канадской арктической экспедиции 1913–1916 гг. В очерке описывается быт и нравы эскимосов Королевских островов, например, охота на моржей. Благодаря изобилию огромных стад этих животных, эскимосы не испытывают недостатка в пище, а также производят обмен моржового жира и костей на оленьи шкуры чукчей с азиатских берегов.
Подробно описаны способы изготовления меховой одежды из кишок моржа, обуви из шкуры тюленя.
Описывается и жилье эскимосов – целый свайный поселок, который можем увидеть на рисунке:
№ 7 за 1915 г. радует читателя статьей «Человек-волк» про канадского писателя-анималиста Эрнста Сетона-Томпсона. Мы узнаем о деятельности писателя как официального натуралиста штата Манитоба – к двадцати пяти годам Сетон-Томпсон издал уже две книги о птицах и животных этого штата. Также писатель был замечательным художником, делал рисунки для «Большого словаря», а 18 из его знаменитых волчьих картин попали в Салон (лучшая выставка картин в Париже). А годом спустя, после поимки знаменитого волка Лобо, Сетон-Томпсон начинает писать художественные рассказы о зверях. Единственным способом показать животных верно и правдиво для писателя становится жизнь среди зверей, их непрерывное изучение. В статье подробно описываются герои текстов писателя – волки, кролики, хорьки, медведи, рыси и многие другие.
В № 8 за 1915 г. представлен очерк Н. Толстого «Новый водолазный костюм», из которого читатель узнает об опытах Британского адмиралтейства по выявлению максимальной глубины погружения водолазов.
О «Белом камне» пишет М. А. Круковский в № 9 за 1915 г. О каком же камне идет речь? Автор рассказывает о неисчерпаемых богатствах Олонецкого края – железной и медной рудах, ценных породах гранита, о разных видах песчаников, известняка и пр. Белым камнем и является знаменитый олонецкий мрамор, большие залежи которого находятся вблизи Тивдии на Белой горе.
Мы узнаем о разработке мраморных пород не только белого, но и серого, зеленого с красными жилками, красного и других цветов. Этот мрамор использовался для отделки многих зданий и дворцов Петербурга –Исаакиевского собора, Зимнего, Мраморного, Михайловского и Мариинского дворцов, Инженерного замка, Казанского собора. Одно время по системе озер тивдийский мрамор пересылали за границу, в основном во Францию.
На Белой горе находится 32 сорта мрамора, и самый дорогой из них – шокшинский, коричневатый с прожилками, мелкозернистый, полупрозрачный в отделке; по сравнению с ним известные сорта уральского мрамора считаются грубыми и дешевыми.
Об одной из уральских залежей голубого известняка идет речь дальше – это один из берегов реки Сим, на котором находятся пещеры со сталактитами и сталагмитами. Самой типичной является Ближняя пещера.
В № 28 за 1915 г. из материала «Ручной осьминог» мы узнаем об одном из «самых редкостных и красивых представителей обширного класса моллюсков» – аргонавте. Он является близким родственником обыкновенного осьминога или спрута, но если последний может достигать 20 и более футов, то аргонавт такими размерами похвастаться не может. Самец аргонавта имеет не более дюйма в длину, самка же – 6–8 и более дюймов. Эти удивительные моллюски не прикреплены к раковине, могут спокойно покидать ее. Автор статьи одно время жил на гористом острове Санта-Каталина (перед устьем реки Лос-Анджелес, Калифорния), который является любимым местопребыванием аргонавтов. Автору удалось найти живого моллюска, которого он поместил в сосуд с водой и принялся наблюдать за этим интересным созданием.
В № 33 за 1915 г. читаем очерк Н. О. Золотницкого «Что такое йод и откуда он добывается». Так, мы узнаем, что всем известный аптекарский йод производят из фукусов (Fucus vesiculosus, fucus serratus и др.), принадлежащих к морским бурым водорослям. Внешне они выглядят как широкие ленты, покрытые множеством пузырей и желваков. Назначение этих воздушных пузырей – поддерживать стебли в прямом положении. Внутри они пусты и при надавливании с громким шумом лопаются. Цвет растения бурый или буроватый. Фукусы обладают драгоценной способностью извлекать йод из морской воды, где он находится в таких минимальных количествах, что получить его самостоятельно не представляется возможным. В водорослях же йод содержится в такой дозировке, что при сжигании остается в золе целыми кристалликами.
Открыт йод был в 1811 г. французским химиком Куртуа. В воде он не растворяется, но растворяется отлично в винном спирте и эфире. Аптечный йод представляет собой раствор одной части чистого йода в 10 частях спирта, то есть 10%-й раствор. Главные заросли дающих йод фукусов встречаются по берегам Нормандии и Бретани, где они растут в таком обилии, что во время отлива их скашивают и дают на корм скоту. Еще часть водорослей идет на удобрение полей, а третью часть жгут и из полученной золы добывают соду и йод. Далее подробно рассказывается о видах йодосодержащих водорослей. Главными по добыче йода являются Франция, Шотландия и Чили, но обработка его и медицинские препараты производятся в Германии. В нашей стране водоросли есть и в Белом, и в Азовском, и в Черном морях. Экспедиция на Белое море показала огромное количество фукусов вблизи Соловецкого монастыря – монахи издавна собирали выбрасываемые на берег водоросли, но употребляли их только на удобрение полей. Неизвестное лицо выделило 15000 рублей на строительство завода в этом месте. Также громадные залежи содержащих йод водорослей найдены у берегов Сахалина, Уссурийского и Амурского заливов. Словом, пишет Золотницкий, у нас есть все ресурсы для добычи йода, следует начать пользоваться неисчерпаемыми богатствами нашей родины.
№ 23 за 1916 г. открывается уроком 22 из «Самоучителя английского языка» А. Фрейда:
Также в номере знакомимся с очерком «Делатели золота», рассказывающим о тех временах, когда была сильна вера в алхимию.
Алхимиками назывались «деятели золота», зачастую их должность при дворе европейских монархов заключалась в том, что они были астрологами, прорицателями, летописцами. Иногда в их ведении находилась и чеканка монет.
Однако, не все алхимики были осознанными шарлатанами – многие верили в возможность создавать золото, не признавая, что оно – неразложимый и неизменяемый химический элемент. Алхимики утверждали, что все можно разлагать и видоизменять, то есть все в мире подвержено закону изменения.
Но «честные» алхимики существовали – в числе таких упоминается, например, Теофраст Парацельс. «Честные» алхимики часто жили при дворах для того, чтобы беспрепятственно заниматься своими изысканиями, взамен работали на монетном дворе, занимались астрологией – но ни одному не удалось получить золото. Попытки алхимиков не были бесполезными – стремясь обрести «философский камень» они часто совершали важные открытия. Так, Бертольд Шварц нашел секрет приготовления пороха, а Фридрих Бетхер научился превращать глину в фарфор. Благодаря постоянным экспериментам, в лабораториях были изучены многие свойства металлов, оказавшиеся полезными для современной научной химии.
Отношение людей к алхимикам было различным: их боялись, считая, что они продали душу дьяволу за свои знания; также над ними и их высокими покровителями смеялись.
Далее в очерке узнаем немного больше о Николя Фламеле и вышеупомянутом Парацельсе. В конце статьи автор пишет о том, что может спустя годы и наша современная наука покажется потомкам такой же смешной и нелепой, какой нам кажется наука средневековых алхимиков.
Довольно любопытным является № 47 за 1916 г., он открывается информацией о гибели американского писателя Д. Лондона.
Также далее напечатана статья «О себе», представляющая автобиографический очерк Лондона о своей жизни.
Затем знакомимся с фантастическим рассказом Г. Дж. Уэллса «Путешествующие крепости» (также известен под названиями «Наземные броненосцы» или «Сухопутные броненосцы»).
Британский писатель описал поле боя, где «бойцам с винтовкой» (кавалерии и пехоте) противостоят огромные сухопутные машины противника так называемые «путешествующие крепости». Уэллс описывает их подробнейшим образом: это передвигающиеся на 8 парах шагающих колес диаметром по 10 футов, прикрытых 12-дюймовой броней, вооруженные пулеметами с дистанционным управлением, включавшим, говоря современным языком, дальномеры, датчики ветра, влажности и курсопрокладчик. Конечно, противостоять смертельной машине практически нереально, армия захвачена сухопутными броненосцами. В этом рассказе 1903 г. видим переклички с романом «Война миров», такую же технологически неравную битву меж двух оппозиционных сторон.
Очерк Н. Толстого «Электрический город» посвящен проекту Electric city Т. Эдисона. План этого города уже составлен, одобрен комиссиями архитекторов и инженеров, работа над созданием города уже начата. Пока под город лишь отведен участок, на котором будет располагаться станция железной дороги – по немощеным дорогам проложены рельсы для электрического трамвая. Сообщение с Нью-Йорком предполагается посредством подвесной железной дороги. Толстой пишет, что город этот возможен не в отдаленном будущем, не в фантазии, а в настоящем времени – через 1,5–2 года сможет принять своих жителей.
Каким же будет Электрический город? От Нью-Йорка он расположен в 600 милях (примерно 900 км), представляет собой парк, разбитый на участки правильной формы, внутри которых будут стоять коттеджи с хозяйственными постройками. Каждый участок по сути будет «помещичьей усадьбой» с колодцами, прудами, фруктовыми садами и пр. В центральном районе будут располагаться общественные здания: городская ратуша, управление общественными работами, почта, телеграф, телефонная станция, магазины, электрическая станция, снабжающая энергией весь город.
И в конце нашего обзора хотим предложить вам ознакомиться с заметками из всех представленных выше номеров журнала:
Этот небольшой обзор в рамках проекта «[НЕ]забытые журналы» мы посвятили дореволюционным выпускам журнала «Вокруг света». Вся представленная выше периодика будет экспонироваться в отделе основного книгохранения в течение ноября. Прикоснитесь к истории вместе с нами. И не забудьте заглянуть на портал ЧОУНБ, там много всего интересного: https://chelreglib.ru/ru/.
Недомовная О. А., библиотекарь основного книгохранения