Найти тему
АиФ – Северный Кавказ

«Без нас и суперидеи мертвы». Кто на Ставрополье не боится работать руками?

   "Сбоит? Ищи причину", - говорит себе Яков.
"Сбоит? Ищи причину", - говорит себе Яков.

Часто говорят, что молодые люди не хотят работать руками. Ставропольцы Данил Ларионов и Яков Берчиян ломают этот стереотип. Будущий автослесарь и дипломированный инженер рассказали stav.aif.ru, почему они выбрали рабочие специальности и как планируют карьеру.

Наперекор родителям

Данил Ларионов, чтобы освоить дело, к которому лежит душа, пошёл наперекор родителям. Пока его сверстники мечтают стать великими бизнесменами или айтишниками, Данил постигает азы слесарных работ в Ставропольском региональном многопрофильном колледже. На занятия ходит с удовольствием, потому что считает, дело жизни он уже нашёл. Хотя путь оказался тернистым.

Родители Дани были категорически против того, чтобы он получал среднее профессиональное, а не высшее образование. Папа, мама и бабушка видели Данила журналистом или историком, но никак не автослесарем или автомехаником.

«У всех за спиной университеты и институты, и ты тоже должен идти в вуз, - настаивали в семье. - Копаться в моторах и стоять за станком - это несерьёзно!»

Казалось, у парня других вариантов, кроме как подчиниться воле старших, и вовсе не было.

«Я убедила Данила после девятого класса остаться в школе и уже морально готовила себя и его к ЕГЭ, - рассказывает Данина мама. - И год смотрела на то, с какой тоской он ходит на уроки... Но сын у меня упрямый: настоял-таки на своём и после 10 класса поступил в колледж. Мы приняли его выбор. В конце концов, почему он должен исполнять наши, а не свои желания?»

Модный диплом - не главное

Автомобилями Даня «болеет» с детства: если телепередачи, то обязательно про машины, если книги, то про всякие моторы и инженерные чудеса. Деньги, которые родители давали на обеды, мальчик тратил на новые номера журнала «За рулём». Правда, увлекался парень и историей с фотоделом, что, собственно, и давало повод семье надеяться на то, что у них растёт будущий ученый или фотохудожник. Но у Данила на этот счёт своё мнение.

   Машина Даня "болеет" с детства. Фото: Из личного архива/ Данил Ларионов
Машина Даня "болеет" с детства. Фото: Из личного архива/ Данил Ларионов

«Мне нравится фотографировать. Но и только. Я вырос до нужного мне любительского уровня и уж точно не хочу связывать с фотографией свою судьбу. А что касается истории, то, думаю, эта наука - удел избранных, и я точно не попадаю в их число, - размышляет парень. - Решил заниматься тем, что мне действительно интересно. И уже сейчас понимаю, что выбранная профессия открывает массу возможностей».

На замечание о том, что сегодня престижными считаются совершенно другие специальности, Даня лишь улыбается.

«Понимание престижа у каждого своё! По мне так престижно быть профи в своём деле, а не просто обладать «модным» дипломом. Скоро тех, кто умеет работать руками - сантехников, электриков, слесарей, механиков, - не останется совсем. А кто же тогда будет обеспечивать нормальную жизнь представителям престижных профессий? Кто будет чинить технику, строить дома и дороги? Без таких, как я, даже суперидеи и изобретения так и останутся проектами на бумаге», - уверен парень.

Сейчас Данил по звуку работающего авто может определить с высокой вероятностью, что сломалось. И хотя ему ещё учиться и учиться, Даня уже мечтает о собственном автосервисе, в котором он будет не просто начальником, а самым лучшим мастером. И его абсолютно не пугает перспектива ненормированного рабочего дня, руки в мазуте и масле, скрюченные позы. Всё это импонирует ему несравнимо больше, чем сидение в кресле. А ещё он уверен, что в нынешней ситуации, когда из-за санкций возникли большие проблемы с комплектующими и автозапчастями, именно механики и слесари будут творить настоящие чудеса, продлевая жизнь не только отечественным, но и иностранным машинам.

«Хотят добыть, а не заработать»

Якову Берчияну недавно исполнилось 22 года. Позади инженерно-технологический факультет СтГАУ, впереди магистратура, педагогическая и практическая работа. Научившись «лечить» любую технику - от сеялки до комбайна, - Яков собирается передавать знания другим.

Увлечение физикой, математический склад ума, специализированные факультативы и успешная сдача ЕГЭ - Яша ещё в школе нацелился получить настоящую мужскую специальность. Но о том, чтобы стать именно инженером-механиком, не думал. Сегодня говорит, что профессия сама его выбрала.

«Хотел поступать на совсем другой факультет. А когда пришёл в университет и услышал, как один из преподавателей рассказывает о разных механизмах и моторах, то решил: всё, вот это точно моё!», - делится Яков.

В дипломе у него написано: «Инженер по эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов». Парень совершенно не боится, что кто-то посчитает его профессию немодной или непрестижной.

«Сегодня у большинства молодых людей просто такой тип мышления. Они хотят всё и сразу. Но при этом совершенно не желают учиться и всерьёз овладевать какой-либо профессией. Всё, к чему стремятся, - найти способ добыть побольше денег. Именно добыть, а не заработать, потому что как их заработаешь, если у тебя нет никакого ремесла? Только они не понимают главного: если бездумно гоняться за деньгами, то их никогда не будет. А вот если стать хорошим специалистом, то и деньги, и работодатели сами будут «охотиться» я за тобой. Уже сейчас грамотные технари на вес золота», - рассуждает Яков.

Он искренне не понимает, почему люди думают, что инженер - это только завод и зарплата в 30 тысяч рублей. Ведь если человек талантлив и трудолюбив, его потенциал ничем не ограничен: улучшай, создавай что-то своё, совершенствуй - всё в твоих руках.

«Моя профессия тем и хороша, что постоянно заставляет думать, рассуждать, искать. Сбоит где-то? Ищи где! Неправильно работает? Ищи причину, думай, почему так случилось и что нужно сделать, чтобы в будущем поломка не повторялась», - считает Берчиян.

Больше всего ему хочется настолько постичь саму суть разных механизмов, чтобы однажды изобрести во всех смыслах идеальную систему. Однако на вопрос, не вечный ли это двигатель, молодой человек со смехом отвечает: «Ну что вы! Я же всё-таки инженер, и законы физики для меня - непреложная истина».

Найти и обезвредить

Яков по-хорошему упрямый парень. Он никогда не бросит дело на полпути, сославшись на «я не смог». Потому что уверен: если не хватает терпения, значит, занимаешься не тем, чем должен, а если не хватает знаний, то пойди и научись. В вузе его чаще всего можно увидеть за диагностическим оборудованием или склонившимся над каким-нибудь движком.

«Знаете, какое чувство испытываешь, когда удаётся вытащить почти безнадёжный двигатель? Ощущение настоящей победы! Конечно, если поломка пустяковая, то исправил - и всё, рутина. А когда долго искал проблему, перелопатил гору материала, перепробовал массу способов и всё заработало, такая радость охватывает. Это чувство ни с чем не сравнить», - рассуждает Яков.

Он абсолютно спокоен насчёт своего будущего, потому что уверен: его специальность не оставит его без дела и заработка.

«Опытные педагоги всегда говорили нам, студентам: инженер может стать кем угодно - экономистом, юристом, программистом... Но ни один экономист или юрист уж точно не станет инженером, потому что мы даже мыслим по-особенному», - считает Яша.