Найти тему

Предпосылки становления философии и «начальная точка отсчёта» развития современных цивилизаций

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

История– это наука о прошлом. Философия не является наукой, но философский взгляд в прошлое тоже весьма полезен. Как правило, мы представляем науку в виде метода объективного познания реальности. Философия также связана с познанием в плане развития разума человека. Поэтому история философии означает, по большому счёту, историю познавательной способности человека и успехов на этом поприще. История человеческого познания – то, что нас интересует в рамках исследования истории философии. Однако занимательно то обстоятельство, что, как история, так и философия, во многом с упорством разбирают факты, которые нелегко подтвердить, а чаще всего, просто мнения людей по тому или иному поводу. В этом история и философия очень даже сходятся между собой.

Да, наука история собирает факты прошлого, а философия стремится их всячески объяснить. Само по себе объяснение – это такой способ мышления, мышление по-философски, надо полагать. Однако для философии крайне важно правильно мыслить, иначе можно попасть далеко в мир вымыслов. То есть, изучая историческое прошлое, основанное на сомнительных фактах, и философствуя между делом, скажем так, не корректно, мы рискуем погрузиться в своеобразную целиком вымышленную «виртуальную реальность». Ведь как таковая философия ориентируется на факты, добытые наукой. В общем, между наукой и философией – «плотные взаимоотношения». «Наука – это то, что мы знаем, философия – это то, чего мы ещё не знаем».[1] Да, но существенная проблема возникает тогда, когда и наука что-то не знает! И история, на самом деле, многого не знает объективно, просто по причине своей научной специфики.

Между тем, если размышлять о чём-то недоступном в познавательной сфере, то следует это делать в общественном режиме. Поэтому общественное сознание есть условие для «увлечения» философией, ведь не зря ещё философию «обзывают» коллективным мышлением. Философия для себя «извлекает» из общей мыслительной атмосферы соответствующие абстрактные объекты, манипулирует ими, встраивает их в свою систему знаний. Таким образом, если наука коллективно познаёт объективную реальность в погоне за знаниями, то философия коллективно мыслит, сопоставляет факты между собой, находит какие-то идеи. Как раз вокруг идей строится история философии, не только нужно знать, но ещё и понимать. Отсюда, возникают взгляды на мир и на жизнь, которые формируются философией. Безусловно, наука много делает для философии, но без философии не состоялось бы науки. Ведь наука и философия – один большой метод познания действительности. Именно философия подвигла в своё время человеческий разум познавать. Да, философия развивает мысль. И наша задача проследить, как это происходило в истории человечества.

Итак, где же первоначально было «замечено» развитие философии? Однако давайте основательно подойдём к делу. Есть данные, что свой «старт» философия получила где-то в середине первого тысячелетия до н.э. Здесь были «замешаны» три древних цивилизации, это Древняя Греция, Древняя Индия, Древний Китай. Причём, они никак между собой не «договаривались», ну, так получилось, само собой. Почему именно там? Да, как учёные полагают, развитие философии в трёх древних культурах практически одновременно произошло на базе мифологии (первобытной культуры). Видимо какая-то мифология была продвинутая в названных регионах, но по планете философия уже распространилась позднее, как раз на основе уже сформированных древних философских учений. Отдельно можно сказать, не всё пока понятно, что касается философии Древнего Египта. Учёные допускают развитие в Древнем Египте профилософии (или же протофилософии), надо полагать, каких-то первичных рассудительных способностей, которые затем вылились уже в философию. Но надо внимательно всё изучать. И полностью сейчас Египет пропустить нельзя, поэтому обозначим, с целью выявления возможных взаимосвязей, всё-таки, кое какие предварительные мысли относительно мировоззрения древних египтян.

Вот именно, на мировоззрении древних египтян выстраивались их египетские научные достижения, люди того времени обладали соответствующими знаниями. Исторические источники указывают, что египтяне знали календарь, какие-то основы геометрии, медицины, географии и других научных направлений. Не на пустом же месте! Но миропонимание египтян во многом было символично, и символы служили источниками знаний. Что же известно о протофилософии Древнего Египта? Понимание человека там выводилось из телесной его красоты, а также и духовной или образной. Эта красота была обязана – свету, в египетской интерпретации, связывалась с Богом солнца Ра. Кроме того, в своём мировоззрении древние египтяне придерживалась представлений о наличии загробного мира и возможности перевоплощений. В общем, философия Древнего Египта переплетается, если исходить из современных научных позиций, с мифологией. Что такое миф? По сути дела, миф распознаётся как форма общественного сознания, с доминирующим чувственным или эмоциональным отношением к жизни.

В ходе нашего разнопланового исследования к Древнему Египту, по разным вопросам, мы будем возвращаться. Сейчас попробуем привнести общие сведения о египетской мифологии, в рамках краткого первичного ознакомления. Следует обозначить, заселение долины Нила датируется где-то серединой IVтысячелетием до н.э. Да, давно это было. Вначале как-то не всё складывалось у египтян на основе взаимного уважения, два царства существовали, Нижний Египет и Верхний Египет. Но к третьему тысячелетию до н.э. названные царства слились в единое государственное образование. И всем заправляли жрецы, которые были «ответственными» за «мифотворчество». Истоки же базовых концепций для появления мифов Древнего Египта в общепринятом значении найти трудно, вместе с тем, многое проистекало из космогонической идеи сотворения мира из хаоса воды, символизирующего ещё и тьму кромешную. Но, как говорится, да будет свет! И вот, египтяне связывали выход из тьмы на свет, в образном смысле, - с солнцем. Отсюда, их культ Солнца. В общем, загадочная египетская культура положила начало всей древней философии, по всей видимости. Здесь ещё многое чего предстоит сопоставлять, подвергать осмыслению.

-2

Ну, и немного занимательной хронологии вдогонку содержания текущей темы и с учётом тем смежных. Пока это только начальный хронологический подход, без критерия глубокого исторического анализа (соответствующие таблицы составлять слишком рано). В научном понимании где-то 500 тыс. лет до н.э. возникает род из первобытного человеческого стада (период палеолита). Homo sapiens, по современным научным данным, появился около 300000 лет назад в Африке. Если привлекать факты альтернативной истории, то вторая катастрофа цивилизацию атлантов затронула 200000 лет назад. Отметим, в пору существования Атлантиды на месте пустыни Сахары плескалось море, но превращение моря в пустыню началось после 4000 г. до н.э. Случайно или нет, осушение Сахары совпало с развитием древних цивилизаций (Древнего Египта и Месопотамии). Первая в мире школа, где обучали наукам и искусству, была создана в шумерском городе Уре в начале IIIтысячелетия. Сама шумерская цивилизация сформировалась около 4000 г. до н.э. Около 3500 года до н. э. — основание первого города-государства Урук в Месопотамии. Остатки легендарной Атлантиды погрузились в океан в 9564 году до н.э. Когда возник Древний Египет? Где-то в районе середины IV тысячелетия до н.э., но к III тысячелетию до н.э. Египет объединяется. По приблизительным историческим меркам, Древний Египет и цивилизация в Месопотамии – древние современники.

Таким образом, было вначале как-то влажно в Африке. Имелись основания и для потопа. Но после потопа (значительного увлажнения), как «грибы после дождя» вместе с усилением влияния палящего солнца, появляются древние цивилизации. Хотя данный период затрагивает не одно тысячелетие, от 9564 года до н.э. до 4000 г. до н.э. В общем, есть предложение, считать (условно) 9564 год до н.э. - своеобразной точкой отсчёта развития современных цивилизаций, ну и также поэтапного становления философии.

[1] Философия [Электронный ресурс]: учеб. для вузов/ под ред. А. А. Атанова, В. А. Туева, М. Л. Ткачёвой. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С. 12