В Твери в ДК «Химволокно» 6 ноября состоялась торжественная церемония, на которой имя лейб-медика Евгения Боткина внесли в Золотую книгу Санкт-Петербурга. Прошла она в рамках ежегодного вечера-концерта «Покровские вечера».
Вечер, который провели в Твери по благословлению митрополита Амвросия, посвятили памяти русских врачей, в том числе тех, кто стал жертвой пандемии COVID-19. Даже началось мероприятие с клятвы Гиппократа, содержащей самые важные морально-этические принципы профессии. Медики всегда сражаются с невидимым врагом – даже в менее напряженные времена, когда человечество не терзают массовые заболевания. Полностью отдают себя, а иногда приносят в жертву. Таким человеком был страстотерпец Евгений Боткин, известный широкой публике прежде всего как лейб-медик Николая II, оставшийся с ним и его близкими перед их расстрелом в Ипатьевском доме.
Теперь его имя внесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга, которую специально для этого доставили в Тверь. Именно в Северной столице после распада СССР сделали первый шаг к возрождению традиции такой славной летописи – сейчас подобный фолиант есть и в Твери. Всем присутствующим направил приветствие председатель Заксобрания Тверской области Сергей Голубев. В самой торжественной церемонии приняли участие депутаты Тверской городской Думы, ставшие свидетелями внесения нового имени в книгу. Свои подписи в фолианте оставили председатель ТГД Евгений Пичуев, главврач ОКБ Сергей Козлов, Наталья Павлюк, возглавляющая ассоциацию медсестер Тверской области.
Евгений Пичуев отметил: «Для хорошего врача не существует разделения: пациент-царь или пациент Мариинской больницы, где оказывали помощь бедным людям. И в наше время в профессию идут по зову души, с пониманием, что они в первую очередь должны помочь человеку и, конечно, переживать за него. В медицине на первом месте стоит благополучие не финансовое, а душевное. Случайных людей в медицине практически нет. Сегодня мы отдаем дань памяти нашему великому врачу». Председатель ТГД напомнил, что сегодня медики отдают свои жизни за пациентов и во время пандемии, и на спецоперации.
«Евгений Боткин жил, когда рушился мир, когда не стало страны. Многие бежали за границу, ища спасения. Но Евгений Боткин остался со своим народом, со своей страной, со своими пациентами. Он прошел весь путь до конца», – сказал Сергей Козлов.
Благодаря Твери в ценный фолиант было внесено очень много имен, подчеркнул Сергей Григорьев, председатель исполнительного комитета общественной организации «Золотая Книга Санкт-Петербурга». Нужно отметить, что имя Евгения Боткина, родившегося в Северной столице, вовсе не оторвано от тверской земли: именно отсюда происходили его предки, из древнего города Торопца.
На вечере вспоминали письма, которые писал Боткин своим родным и близким, эпизоды из его жизни, судьбу царственных мучеников. С творческими номерами выступили тверские коллективы, гости из Санкт-Петербурга и Москвы. Детский театр песни «Дробушки» из Осташкова исполнил два тропаря – Боткину и царственным мученикам. Проникновенно прочитал известный отрывок из «Мертвых душ» Гоголя про Русь-тройку и рассказ «Забуксовал» Шукшина актер Тверского театра драмы Геннадий Бабинов. Конечно же, звучали искренние слова благодарности врачам – тем, кто вступает в бой с самой смертью.
Евгений Боткин – человек удивительной судьбы, жизненный путь которого на самых разных этапах был тесно связан со спасением здоровья и жизни людей. Блестящий специалист, он много времени уделял научной деятельности: исследовал вопросы иммунологии, сущность лейкоцитоза – потенциально опасного явления, при котором в крови увеличивается количество белых кровяных клеток. Трудился он в разных больницах, в общинах сестер милосердия, также передавал знания и опыт студентам. Любовь к больному человеку – вот что отличает настоящего профессионала, считал Боткин. Об этом он твердил и студентам.
Мужество и героизм доктор проявил в ходе русско-японской войны, куда отправился в качестве добровольца. Он занимал высокую административную должность и в то же время всегда находился на передовой. Даже когда Боткин был уже придворным медиком Романовых, во время Первой мировой войны он просил императора направить его на фронт, однако Николай II настоял на том, чтобы он остался. Врач с по-христиански добрым сердцем всегда старался быть ближе к тем, кто нуждается в помощи.
Эта же его черта проявилась уже во время ареста и впоследствии ссылки царской семьи. Боткин всегда оставался рядом с ними. И в последние минуты их жизни тоже. Хотя у него была возможность отказаться, покинув Романовых. Его дочь, Татьяна Евгеньевна, всегда верила, что ее отец погиб, защищая императора. Пусть он и не совершил больших открытий в отечественном здравоохранении, однако сделал очень многое – на своем примере доказал, насколько значимы христианские принципы в медицине. Он соблюдал и клятву Гиппократа, и кодекс другой – Господень.
Юлия РОЖКОВА, фото Сергея САМЦОВА