Найти тему
66.RU

Как найти работу, если вы давно этим не занимались. Пошаговая инструкция из пяти пунктов

Фото: 66.RU
Фото: 66.RU

Неважно, по какой причине вы давно (или даже никогда) не были в состоянии «ищу работу»: декрет, творческий отпуск или преданность одной компании, где вы работаете уже много лет. Наш чек-лист поможет получить заветный, а иногда совсем неожиданный оффер.

Психологи советуют менять компанию раз в пять лет. Основной посыл — это поможет избегать творческого застоя и под­держивать свою профессиональ­ную форму. Считается, что в пер­вый год работник узнает все тонко­сти и нюансы, связанные с долж­ностью, а следующие два года наи­более продуктивны с точки зрения отдачи. Потом продуктивность тру­да якобы снижается и через пять лет стремится к нулю.

Поэтому, чтобы оставаться в тонусе, даже если вы не в поиске, иногда стоит шерстить рынок на предмет классных возможностей для роста. А там, глядишь, и трудоголики-старожилы решат попробовать для себя что-то новое. Но поиск работы — даже абстрактной — тоже требует работы. А если не абстрактной, то тем более.

Сделайте домашнее задание

Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Начать поиск работы стоит с изучения текущих тенденций в интересующей вас сфере. Один из способов сделать это — изучить вакансии, размещенные на онлайн-платформах. Откройте, например, «Авито Работу» и посмотрите, что и кого ищут работодатели. Выяснив, какие компетенции необходимы, подумайте, каких знаний не хватает и как подтянуть квалификацию.

Скорее всего, четкое понимание, какая работа нужна вам прямо сейчас, в голове к этому моменту уже будет, но как насчет долгосрочной перспективы?

У вас должны быть ответы на вопросы:

  • Какую именно работу вы хотите найти?
  • Какой график вас устроит?
  • На какую зарплату рассчитываете?
  • Готовы ли вы работать вдали от дома или вам важно вообще не покидать пределы квартиры?
  • Изменит ли работа качество жизни в лучшую сторону?
  • А что дальше? Ну, хотя бы через пять лет.

И все бы ничего — можно идти на поиски, — но в современном мире подумать предстоит не только о себе, но и о потенциальном работодателе. Поэтому придется ответить себе еще на два вопроса:

  • Какую боль работодателя вы решаете на своей должности?
  • Какие результаты вы можете приносить бизнесу?

Если сможете четко ответить на все вопросы — то не только не останетесь без оффера, но и не окажетесь на работе, с которой захочется уйти в первую же неделю.

Составьте резюме

Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Даже если резюме уже есть, то просто стряхнуть с него пыль и «добавить еще одну строчку в послужной список» — не выйдет.

Есть несколько пунктов, которые отличают хорошее резюме от привычного списка из четырех всадников апокалипсиса — стрессоустойчивости, коммуникабельности, пунктуальности и целеустремленности.

В резюме должно быть:

  • название компании, где вы работали, и ее краткое описание: как минимум — сфера деятельности, как максимум — оборот. Если таких компаний было много, то не стоит превращать резюме в перепись трудовой книжки. Актуальна только работа за последние десять лет;
  • название должности, из которой понятно, чем вы занимались;
  • достижения с конкретными результатами работы в цифрах;
  • информация об образовании (включая тренинги и курсы повышения квалификации) и о ключевых навыках (и это не личные качества вроде «душа коллектива», а функции, в которых вы хороши как профессионал).

При составлении текста помните, что задача резюме — продать ваш опыт рекрутеру. Поэтому пишите текст, используя активные глаголы. Проще говоря, вместо «ведение партнерских проектов» пишите «нашел за 7 дней клиента для проекта Х, в котором приняли участие A, B, C, чем достиг результата Q».

При этом резюме должно быть коротким (не более одного листа А4), а информация — емкой (исключите «воду» из текста). Тут может помочь сервис «Главред» от Максима Ильяхова.

Также не стоит слишком приукрашивать себя. И вне зависимости от того, на какую вакансию претендуете — водителя-погрузчика или топ-менеджера в бьюти-холдинге, — фото на резюме делайте в строгом, деловом формате. Кадры на фоне отдыха на даче оставьте для соцсетей.

А теперь важное. Если хотите отправить резюме на несколько вакансий (и неважно, в одной они компании или нет), то аннотация ваших успехов в трудовой деятельности должна быть разной. Кастомизируйте резюме под каждую должность, которую хочется занять: меняйте порядок обязанностей и функционала, поднимая наверх то, что важно на конкретной должности, или подсвечивайте конкретные достижения, которые актуальны именно для этой вакансии.

Изучите работодателя и разошлите резюме

Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Для поиска работы используйте все доступные каналы — социальные сети, телеграм-каналы, нетворкинг и специализированные платформы, как «Авито». Обычно если вакансия опубликована неделю назад, то раунд собеседований там уже начался.

Но не торопитесь откликаться на все заманчивые предложения. Потратьте пару минут, чтобы изучить самого работодателя.

Откликаться на вакансии, чтобы получить приглашение на собеседование, нужно активно. То есть уделять время поиску работы каждый день и далеко не пару минут.

После того как вы откликнулись на вакансию, напишите сопроводительное письмо рекрутеру и работодателю. Стандартной фразы «Здравствуйте! Прошу рассмотреть мое резюме» недостаточно, чтобы считать это сопроводительным письмом. На каждый отклик нужно индивидуальное сообщение, объясняющее, чем вас привлекла эта вакансия и почему считаете, что вы для нее подходите. Письмо — отличный способ выделиться среди других кандидатов.

Идите на собеседование

Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Поздравляем. Вы прошли первый уровень и приглашены на интервью. Но не стоит расслабляться. Если вы действительно ищете достойную высокооплачиваемую работу, целью собеседования должен стать оффер.

Наниматель во время интервью будет мысленно задавать себе три вопроса:

  • Что этот человек может?
  • Что этот человек хочет?
  • Как я могу встроить его в свою систему?

На эти вопросы важно ответить до того, как они прозвучат. Сделайте это во время самопрезентации. Да, ее тоже надо подготовить заранее. Возможно, вы великолепный оратор, но практика показывает, что в условиях стресса (а его во время собеседования испытывает почти каждый) вы будете сбиваться и спотыкаться. Поэтому главный совет — потренируйтесь.

Основная задача самопрезентации и интервью — убедить работодателя в вашей ценности. Поэтому на неудобные вопросы отвечайте спокойно и уверенно и не говорите, что чего-то не умеете, даже если это так. Ведь вы можете (и готовы) научиться, правда?

При этом и сами будьте активны. Не стоит рассказывать, как тяжело вам давалась математика в школе или об успехах в макраме. Лучше задавайте вопросы: поинтересуйтесь ближайшими планами компании и возможностями, которые предоставляются сотрудникам.

И это еще не всё

Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Вы вышли на финишную прямую, но чтобы пересечь черту, отделяющую от оффера, предстоит проделать еще ряд шагов.

В течение 24 часов после собеседования напишите работодателю краткое электронное письмо с благодарностью за уделенное время. Напомните, какие ваши навыки и знания могут быть полезны компании. А если на интервью вы поняли, что каких-то знаний не хватает — напишите, что планируете с этим делать. В конце письма попрощайтесь и скажите, что будете ждать обратной связи.

С помощью этого письма вы не только покажете, что более заинтересованы, чем другие кандидаты, но и доскажете то, что забыли сказать на интервью.

Желаем удачи в поисках!

Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Фото: Анна Коваленко, 66.RU