Найти тему
Кириллица

Царские «рукодельства»: зачем Петр I коллекционировал чужие зубы

Как известно, первый российский император был человеком деятельным. Желая обучить новым ремеслам своих подданных, он подавал личный пример — брался за любое дело, и во многом достиг успеха. Его неуемная энергия находила выход и в повседневных занятиях, порой достаточно эксцентричных.

Зубной фей

Одним из самых распространенных недугов на Руси был кариес и другие болезни зубов и полости рта. Это не всегда очевидно, но подобное явление значительно влияет на благосостояние государства. Испытывая зубную боль, люди начинают хуже питаться, что немедленно сказывается на запасе сил и иммунитете. Беззубый солдат не сможет воевать, голодный крестьянин не сможет вырастить хлеб. Петр Алексеевич же лично приложил руку к исправлению такой ситуации. Он овладел хирургическими премудростями для удаления воспаленных зубов, причем не в рамках некоего садистского развлечения, а для скорейшего возвращения больных к статской службе. Император даже коллекционировал побочные результаты своего труда — в Музее антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге хранится собрание более чем из шестидесяти зубов.

Собиратель черепов

Первый музей в России, знаменитая «Кунсткамера», была основана императором еще в 1718 году. В ней обрели свое место любопытные экспонаты. Так, узнав об измене Екатерины, Петр повелел отрубить голову ее любовнику Виллиму Монсу. Вместе с его черепом, в коллекцию отправилась также голова Марии Гамильтон, обладавшей по легенде необычайной красотой, которую Петру захотелось навечно сохранить. В реальности же, согласно статье А. Ельницкого в Русском биографическом словаре, Гамильтон была казнена за воровство при дворе и детоубийство. Помимо этих жутких и полулегендарных голов, любознательный царь собирал и более тривиальные экспонаты. Например, в музей отправился скелет лакея Николя Буржуа, отличавшегося гигантским ростом в 227 сантиметров. Благо, француз не был убит, а скончался от апоплексического удара.

Физкультура и ботаника

Петр Алексеевич, в целях укрепления морского могущества России, длительное время проводил в Голландии, где постигал науку мореходства и судостроения. Но и там он находил время для творческого досуга. Так, царь увлекся катанием по льду на коньках, но почувствовал неудобства с европейскими коньками, поэтому решил их усовершенствовать. Вместо присоединения лезвий к обычной обуви ремнями, изобретатель предложил прибивать их к деревянным голландским башмакам гвоздями, отчего они стали прочнее, хотя обувь и теряла первоначальную функцию. Там же, в Голландии, Петр восхитился удивительными цветами тюльпанами. С них началась новая страсть — поиск и покупка экзотических растений, для чего была учреждена «садовая контора».

Однако, нашлось ремесло, оказавшееся императору не по силам — изготовление лаптей. Как ни бился он над таким простым и обыденным для каждого крестьянина делом, лаптей себе Петр так и не сплел.