В советское время школьники были, наверное, меньше загружены на уроках. Поэтому, у нас оставалось слишком много энергии и времени. А чтобы дети тратили их правильно и полезно, существовало огромное количество секций и кружков. Все или почти все были бесплатными, во всяком случае я никогда не слышал, чтобы мои тëтушки хоть раз заплатили за мои увлечения, не считая, конечно, расходных материалов. Секции стрельбы из мелкашки, фехтования, плавания, масса кружков. Были целые организации, где находились несколько кружков разной направленности. Про мои взаимоотношения со Свердловским Дворцом Пионеров как-нибудь напишу, а сегодня про клуб "Лира".
Был, на выходе из моего хрущëвского двора такой дореволюционный особнячок двухэтажный. Всю Восточную и Мичурина застроили давно, а этот дом кирпичный стоял, никому не мешал. До поры, до времени. Вот там и был детский клуб. Сперва, он назывался по идиотски "Космические звëзды", но к моменту моего прихода туда, название сменили на более приличное - "Лира". Пришли мы, как всегда ходили, половиной класса, по моему со стрельбой тогда завязали. А здесь фотокружок, которым, как и всем клубом руководил Зверев Герман Витальевич. Мужик - реально энтузиаст, каких сейчас не делают. Он и картины рисовал и на скрипке играл, а главное, мог нас заинтересовать. Помните фильм "Пацаны" Асановой? Вот на героя Приëмыхова он походил, именно отношением к нам, как к равным, но без панибратства. Сами знаете, как это важно в том возрасте. А фотоаппараты тогда у нас у всех в классе были. У меня, самая простая Смена, у кого-то ФЭД, а один друг даже гэдээровской Практикой обладал. Герман учил нас всем премудростям этого дела. Композиция, экспозиция, как проявить плëнку, как и на чëм печатать, короче всё очень серьёзно, учитывая, что он ещё и художник. А ещё у нас был там кинопроектор под восьмимиллиметровую плëнку и куча бобин с мультфильмами. Нас научили заряжать проектор и к нам, как на киносеанс прямо, сбегались целым двором, включая шпану. А детей во дворах тогда побольше, чем сегодня было. Как короли были. Хочу "Скамейку" по Бидструпу показываю, хочу "Ну, погоди!", а ещё были импортные. Кротик чешский, Филопат и Патофил немецкие (этих хоть кто-то помнит?), короче мы там всё время свободное от учëбы и футбола дворового проводили. Не просто кружок, а стиль жизни целый. Потом Гера, как мы его за глаза звали, включил наш клуб в какое-то сообщество "синего краба", работавшее по всей стране. Мы это понимали, как подражание "Каравелле" или некое объединение с ней. У тех всегда была форма, наподобие морской, красивая, с аксельбантами. Друзья мои, братья Родыгины, сыновья композитора в Каравелле были, аж завидки брали. Вот и у нас форма похожая стала. Чëрная рубашка (тëтки белую красили) с шевроном, на которой краб синий. Красиво. В наше время дети форму любили. А летом нам подогнали яхту, у всех крабовцев такие были. Мы, к тому времени, уже все морские узлы изучили и вязали. Прямой, пожалуй и сегодня завяжу легко. Опять же весь такелаж изучили. И название, и где что расположено, где грот, где фок, а где бизань. Вот, летние каникулы у нас были заняты зачисткой старой краски корпуса, с помощью паяльной лампы и скребков, затем смолили. Всё это на улице, рядом с клубом. Гера выносил самовар, настоящий, с кирзовым сапогом и мы пили чай с баранками, ощущая себя морскими волками. А осенью нас постигло не чтобы горе, так, разочарование, первое крупное в жизни. Немного отступлю назад. Где-то, примерно за год, если не за два до этого (в детстве время по другому движется), пошëл слух, что здание клуба собираются сносить, потому что рядом будут строить новую девятку, пристроем к двум хрущëвкам. Жилищный вопрос не только москвичей ведь испортил. Мы, тринадцатилетние максималисты, конечно, были против, руководство наше тоже, разумеется. Комиссию, которая пришла смотреть здание, мы не пустили. Стали к ним спиной, сцепив руки в локтях и молча стояли, пока те не уехали. Так что дети во все времена такими были. Главное - кто управляет протестом. Кроме того, разумеется, родители и прочая общественность письма писала, в общем, казалось, что идею со сносом проехали. А осенью 74-го клуб закрыли, яхту нашу, недостроенную, отдали, по слухам, той же Каравелле, но к ним то что предъявишь, не они же нас надули. Надо сказать, к тому времени, в кружке из класса остались мы вдвоëм с другом, он даже кинокамеру купил и снимать научился. Да и к цвету собирались переходить оба. Я то просто расстроился, а Гек жутко отнëсся ко всему. Геру предателем назвал, мол предал нас. А, разобраться, что он мог поделать то? Но, вера во взрослых рухнула навсегда, конечно. Очень нас, кстати, порадовало, что сломать особняк не могли три дня. Приезжали с чугунной бабой, долбили, а ему хоть бы что. Вот как делали до революции! А разломали - все кирпичи целëхонькие. Мы их растащили. Они со штампом производителя были.
А в новом доме под клуб помещение выделили, даже название прежнее оставили "Лира". Только это совсем другая история. Я туда только на выборы заходил, гораздо позже. А вот другой мой друг там ансамбль организовал. Хорошие песни исполняли. Одну их песню я даже слышал потом в исполнении Наутилуса, правда в жутко изуродованном виде.
А я весной ушёл в геологический кружок Дворца Пионеров. А фотографией до перестройки увлекался, пока бумага, плëнка и химикаты не стали дифицитом.