Найти тему
Стихия Высоцкого

Про прыгуна в высоту

В числе спортивных песен Владимира Высоцкого лёгкой атлетике отводится значительное место. Прыгают и бегают его герои достаточно много и часто. Да и сам Владимир Семёнович спорту не чужд:

"Да, и очень много занимался, когда был помоложе, занимался просто так, занимался боксом, занимался акробатикой и… Да многими всякими видами спорта, а потом я стал заниматься уже, когда стал актёром, стал заниматься спортом для сцены, потому что там приходится делать всякие акробатические номера у нас в театре. У нас театр синтетический, у нас даже есть люди из циркового училища, и когда нужно было, значит, к спектаклям мы, там, клали маты и тренировались, ходили по проволоке и так далее. Ну вот, и ещё я стал заниматься спортом в связи с песнями. Очень серьёзно отношусь к спортивным проблемам и пою песни о спорте. Иногда это песни… вернее, чаще всего, это песни шуточные. Потому что в спорте есть большая драматургия, там есть столкновение всегда: кто-то хочет выиграть, кто-то не хочет проиграть. Вот это уже парадокс, потому что один может только выиграть. И поэтому я, значит, написал несколько спортивных песен. Вы хотите, чтоб я спел Вам что-нибудь? Ну, давайте я тогда я спою вам такую шуточную песню одну. Она называется «Про прыгуна в высоту»" (София, 1975 г. Съёмка для болгарского телевидения)

И действительно, очень серьёзно и много работал автор над этой песней. Ранний вариант и "канонический", более поздний, отличаются. Черновиков столько, что они не поместились на одной вики-странице, пришлось делать две:

Разбег, толчок - и стыдно подниматься

Разбег, толчок — и стыдно подниматься. РАННИЙ ВАРИАНТ

В книгах иногда эта песня публикуется с посвящением Валерию Брумелю. В интервью болгарскому телевидению Высоцкий рассказал, как возникло это посвящение:

И однажды к нам пришёл в театр Брумель, и он почему-то решил, что эта песня ему посвящена, но я его, правда, не стал разубеждать, говорю, ну, если тебе так хочется, то пожалуйста. Я даже могу в концертах объявлять, что эта песня посвящена Брумелю, потому что он однажды себе сильно повредил ногу. Вот и всё.
Валерий Брумель
Валерий Брумель

И, действительно, объявил однажды: "Песня называется «Про прыгуна в высоту». Эта песенка тоже шуточная такая, посвящена она Брумелю. Ну, она, конечно, абсолютно не про Брумеля, она просто так". (72.05.07 в/ч № 20760, Фрязево). Других посвящений не зафиксировано, хотя сохранилось более 130 фонограмм, разве что считать посвящением сам этот рассказ. На мой взгляд, этого маловато для однозначного вывода, тем более, что и рассказ может оказаться актёрской байкой. Вдова Брумеля уверенно утверждала, что песня посвящена не её мужу, а другому известному прыгуну того времени Виктору Большову.

Разбег, толчок — и стыдно подниматься:
Во рту опилки, слёзы из-под век.
На рубеже проклятом два двенадцать
Мне планка преградила путь наверх...

Знатоки утверждают, что высота 2 м 12 см была квалификационной для попадания в сборную. Может быть, обыгрывается этот факт. Но был и такой случай: на Олимпиаде в Мехико Виктор Павлович Большов не смог преодолеть квалификационный тур. В финал тогда проходили все, выполнившие квалификационный норматив (2,14). Если счастливчиков было меньше 12, то проходили 12 лучших результатов. Высоту 2,14 м в Мехико преодолели всего 6 человек, для остальных пропуском стала высота 2,12.

Член сборной СССР по лёгкой атлетике, один из сильнейших советских прыгунов в высоту Виктор Большов. Фото: Юрий Сомов Источник: РИА Новости https://riamediabank.ru/media/5950384.html
Член сборной СССР по лёгкой атлетике, один из сильнейших советских прыгунов в высоту Виктор Большов. Фото: Юрий Сомов Источник: РИА Новости https://riamediabank.ru/media/5950384.html

Казалось бы, вот он, прототип. Но вот незадача: кроме борьбы с высотой 2.12 в песне детально описывается борьба с консерватизмом тренера и попытки освоить новый стиль прыжка, чего В. Большов не делал. Тут, возможно, стоит сделать легкий экскурс в историю и эволюцию этого вида спорта.

Различают несколько способов прыжка в высоту: «гимнастический прыжок», «перешагивание», «волна», «перекат», «перекидной» и «фосбери-флоп».

Наглядно и доступно об эволюции прыжков: Союзспортфильм, выпуск 1986 года (почему-то обрезан на флопе)

До 1968 года прыжки в высоту потихоньку эволюционировали, от ножниц до перекидного, и результаты росли, но не быстро. Но вот в Мехико Ричард Фосбери показал невиданную доселе технику прыжка и стал олимпийским чемпионом, (правда с результатом 224 см - на четыре сантиметра хуже, чем у Валерия Брумеля в 1963 году). Разбегаясь к планке под прямым углом, спортсмен переходил её спиной и на спину же приземлялся. Это была настоящая революция в прыжковой технике. Надо добавить, что прыгать таким способом было просто опасно для неподготовленного человека. Если с той стороны планки опилки или ещё хуже - песок, можно попросту сломать шею. Поэтому "во рту опилки, слёзы из-под век" не преувеличение. Но, к счастью, появились другие материалы, которые позволяли падать с высоты относительно безболезненно. А поначалу многие последователи Дика Фосбери травмировались.

Сейчас уже трудно представить, что спортсмены топового уровня могут прыгать как-то иначе. Фосбери-флоп давно и прочно завоевал место под солнцем. Хотя в СССР этот спосб приживался очень трудно. Его называли цирком, отказывались внедрять, наши спортсмены - и великий Брумель и его товарищи по сборной, тот же В. Большов, - продолжали прыгать "перекидным". Но всё-таки флоп победил. Вполне вероятно, что были спортсмены, пытавшиеся освоить новый способ вопреки указаниям тренеров, на свой страх и риск, так сказать.

Так как я претендент основной,
Тренер меры ко мне применял,
Чтобы бросил я прыгать спиной,
И толчковую чтоб поменял.

На самом деле найти какого-то конкретного спортсмена, которому посвящена песня, вряд ли возможно.

Да и, если честно, мне кажется, что с "Песней о прыгуне в высоту" примерно такая же история, как с "Маршем студентов-физиков". Объявляя песню, Владимир Высоцкий с присущей ему самоиронией говорил: "Это песня, в которую я вложил все свои знания в области физики одновременно. Вот всё, что я знаю — в этой песне. Потом спросил специалиста одного, парня-физика, говорю: "Это похоже что-нибудь на правду?" — Он говорит: "Всё, — говорит, — верно, за исключением абсолютного незнания материала." Вот и с этой песней так же. Каждая деталь верная, а в целом вышел такой ералаш. При всём при этом и тут проявился талант Высоцкого внимательно впитывать материал и выхватывать важные достоверные детали. Например, для прыгуна "флопом" растяжка не важна, а вот прыгуну "перекидным" она жизненно необходима. В первой фазе прыжка, в момент отрыва, толчковая и маховая ноги должны принять вид практически прямой линии. Это далеко не просто и доступно не каждому.

Мне тренер мой сказал без сожаленья:
«Да ты же, парень, прыгаешь в длину!
У тебя — растяженье в паху!
Прыгать с правой — дурацкий каприз!
Не удержишься ты наверху,
Ты стремительно падаешь вниз».

А уж с правой-левой толчковой ногой и вовсе полная неразбериха.

Неоднократно после исполнения песни Высоцкий объяснял слушателям, что никаких фиг в кармане при написании этой песни не держал:

В виде послесловия я хочу вам сказать, что правая и левая сторона здесь употребляются в прямом смысле, а не в переносном, как обычно говорят: "Он левых взглядов" или "Он, — там, — правого уклона" и так далее.

Но почему-то не очень в это верится. Из школьных уроков физкультуры вспоминается, что разбегались для прыжка мы из разных углов спортзала, в зависимости от своей толчковой. Припоминая, что начинался мой разбег из левого угла, понимаю, что солидарна с героем песни:

У кого толчковая — левая,
А у меня толчковая — правая!

Вот только была я в левом углу не одна. Класс делился примерно поровну и прыгали себе по очереди из разных углов. То есть не такой уж уникальный случай, чтобы категорично требовать от спортсмена переучиваться:

Так как я претендент основной,
 Тренер меры ко мне применял,
              Чтобы бросил я прыгать спиной
              И толчковую чтоб поменял.

Тем более, от спортсмена высокого уровня, участвующего в международных соревнованиях (...мне не догнать канадца, Канадец этот прыгает спиной...) Не думаю, что Высоцкий, "очень серьёзно относясь к проблемам спорта", мог не знать об этом. Хотя, кто знает. Может, в его время в СССР так и было? В конце концов, переучивали же раньше всех леворуких детей, начиная с детского сада. А теперь перестали.

А в черновиках и при исполнении песни Высоцкий менял местами эти правые-левые толчковые ноги. По крайней мере, в начальном варианте неправильной была именно левая нога:

Но сказал Тучкову я, плавая,       
Объяснил Тучкову я: «Первое, —   
Я говорю, — У меня толчковая — правая,
А у них толчковая — левая».

Но постепенно все устаканилось и крамола стала заключаться именно в правом уклоне:

Ты о правой толчковой забудь,
Свои взгляды держи при себе,
Будь как все. Но меня не свернуть
С левых мыслей о правой ноге.

Так что, думается, фига всё-таки была, но это в песне не главное. Не изменяй себе, верь в свои силы - и всё получится.

Но я всё-таки был наверху,
И меня не спихнуть с высоты!

Так что съел плоды запретные с древа я,
         И за хвост подёргал всё же славу я, —
         Пусть у них толчковая — левая,
         Но моя толчковая — правая!

Несколько интересных статей про прыжки в высоту:

Чубуков В. [Брумель и другие: краткий экскурс в историю отечественного спорта]

Панина П. Драки с хулиганами, более 30 операций и олимпийское золото: История атлета Валерия Брумеля

Прыжки в высоту: эволюция и революция

Парняков В. Сказка про мальчика, доказавшего, что невозможное возможно: Дик Фосбери

Бурцов В. Как Фосбери-флоп сбежал из СССР: [как автор изобрел похожую на флоп технику, но ходу изобретению не дали]

Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и комментарии тоже лишними не будут. Дзен требует активности подписчиков.