В реальность без очков, или дискуссии про AR
Наведи и увидишь!
Принципиальное отличие дополненной реальности от виртуальной в том, что её можно интегрировать в бизнес-процессы без AR-гарнитуры и даже без AR-приложения (в некоторых случаях). Поэтому заморочки с приобретением очков несущественны для компаний, чья цель – визуализация/навигация/вовлечение. Между нами, кажется, всех ЭТО волнует. AR уже давно активно используется через смартфон или планшет.
Пока AR-очки проходят свой тернистый путь к массовому производству – ждём-ждём, эволюция дополненной реальности не стоит не месте и раскачивается на существующей технической базе. Механики AR-решений предлагают различные способы привязки цифровых объектов к реальному изображению и от такой демонстрации товара в восторге и дилеры авто, и кондитеры. Для любого продукта есть идеальный вариант презентации, опять же, смотря, какая задача стоит перед бизнесом.
Сегменты успешного внедрения AR-инструментов: образование, медицина, корпоративное обучение, производство, строительство, ритейл, маркетинг. Последние два направления активнее других стимулируют разработку AR-контента, показывая быструю обратную связь в виде вовлечённости пользователей и дальнейшей конверсии в покупателей. На 45% повышается внимание «заведших» при взаимодействии с AR.
Тим Кук дополненную реальность назвал технологией, без которой человечество впредь не сможет жить. Про виртуальную реальность в контексте метавселенной вслух подумал иное: «Это то, во что вы действительно можете погрузиться. И это можно использовать с пользой. Но я не думаю, что вы хотите прожить так всю свою жизнь»*. Может, поэтому в Apple метаверс в стиле Meta (экстремистская организация, запрещенная в России) не разрабатывается и даже сам термин (негласно) не приветствуется.
В общем, AR-технология развивается быстрее – новости идут через день, потенциал применения намного шире, спектр внедрения бесконечен.
Где можно без очков
- Маркетинг, вся розничная торговля и особенно онлайн-ритейл внедряют в свой инструментарий различные форматы дополненной реальности. Реализация продуктов: от аромаламп до матрацев приобретает зрелищность и широкие возможности ознакомления. Цели могут отличаться, но базовые бизнес-потребности – увеличения продаж, увеличение вовлечённости и осведомленности о товарах и бренде, очерчивание целевой аудитории и направленное взаимодействие с ней, запоминаемость бренда – удовлетворяются, и всё благодаря геймифицированному AR-контенту.
Список ритейла, который может привлечь к своему товару заинтересованного пользователя и конвертировать его в покупателя бесконечен: мебель, обувь, часы, интерьерные аксессуары, очки, гаджеты, нижнее бельё, спортивные товары…
- Очень удачным продуктом для создания 3D стала еда: от ресторанных блюд до кондитерских шедевров и суши. Это не одежда, не мебель, не очки, которые надо соотносить с кем-то или чем-то. Визуализация блюд даёт ресторанам колоссальные возможности привлечения клиента, хотя бы потому, что смачная картинка еды уже вызывает аппетит (просмотр меню на голодный желудок всегда чреват обжорством). Если это 3D-изображение, которое можно покрутить и получить информацию об ингредиентах, калориях и прочем – ещё лучше. Для кондитеров AR-визуализация тортов – это эффектное взаимодействие со своим целевым клиентом и возможность представить свой продукт в самом выгодном свете и с ценной информацией, сжатой до страницы AR-каталога.
- Сюда же можно отнести ювелирку, которая и так заманивает удачными ракурсами изделий и сверканием камней, а, рассматривая их в AR-каталоге, практически невозможно справиться с соблазном.
- Недвижимость, туризм, дизайн. Мониторинг показывает, что недвижимость и туризм тяжело разогреваются, хотя им подключать 360-видео и порталы – это повысить привлекательность предложения на 50%. Зато дизайн, архитектура и строительство быстро запрягают. Визуализация процессов, объектов, этапов строительства; интерактивное планирование, чертёж с самой подробной детализацией и много других функций дополненной реальности – это возможность проанализировать проект, внести изменения, дополнить и тд. Без своего AR-приложения не обойтись.
AR в обучении лучше с очками
Если сравнивать с VR-технологиями, то в обучении, к примеру, на дорогом оборудовании, VR-симуляторы незаменимы. Износ оборудования отменяется, риск поломки отсутствует, навык отработан до мелочей. Инвестиции, хотя и значительны, но единоразовы и в дальнейшем требуется лишь электричество и место размещения пользователя. Но не всем компаниям для подготовки новых сотрудников нужно глубокое погружение в интерактивную среду. Это одновременно плюс и минус, ведь при погружении в виртуальную среду невозможно взаимодействовать с реальной. Таким образом, множество ценных для бизнеса вариантов применения технологий отменяются. VR больше подходит для основательного обучения.
Дополненная реальность даёт золотую середину: виртуальные объекты – физическая среда. Есть мнения о начальном перегреве информацией в AR-очках, когда пласты данных накладываются на реальность, но, обещают, наш мозг к этому постепенно привыкнет – испробуем, так ли это.
К примеру, медицина – это область, где AR-приложения для гарнитур появляются с быстротой света. Это обучение для хирургов, ортопедов, кардиологов и даже ветеринаров. AR-энциклопедии по анатомии выглядят, как путешествие в страну Оз, из них уже можно собирать коллекцию. Медицина оценила возможность AR к развёртыванию перед глазами сложной информации и её усваиванию.
Платформы для AR
AR-приложения. Разрабатываются персонально для компаний, используя большой арсенал готовых решений. Муторно, дорого, но оправдано в определённых случаях, особенно их последующей реализации другим желающим, у кого нет столько ресурсов. Компании-гиганты, типа Перекрёстка, предлагают скачать своё приложение, которое с плюс-минус функциями идеально подходит разным компаниям.
Если брать в пример ресторанный бизнес, то приложения буксуют, но социальные сети очень дружелюбно принимают AR-меню. Через соцсети пошло знакомство с дополненной реальностью.
AR в вебе – это доступ через браузер. Web AR – это решение, которое позволяет отказаться от разработки AR-приложений и может быть выгодным для небольших компаний или для кратковременных проектов. Это возможность более простыми инструментами разработать AR-контент и доставить его большой аудитории, но с недостатками: производительность и функциональность контента убывает. Пока невозможно адаптировать продукт ко всему существующему функционалу. AR в вебе позволяет достичь первичных целей – провести эффектное ознакомление с продуктом/брендом и нарастить большой охват пользователей.
Web AR: Augmania, Vuforia, Wikitude SDK и другие, также Apple, Google, Meta (экстремистская организация, запрещенная в России) имеют свои платформы для создания AR.
____________________________________________________
Если посчитать, сколько раз в неделю мы взаимодействуем в AR-технологиями, не используя при этом сверхдорогие гаджеты (бьюти-девочки с айфонами, покиньте чат), то результат будет впечатляющим. Так в чем причина такого активного роста и интеграции в реальную жизнь дополненной реальности? Ответ на поверхности: это проще. Как с технической точки зрения, так и с человеческой. Нам проще бегать за покемонами по ТЦ, чем погружаться в их мир, зачастую, не идеально прорисованный – мы уже все IT-эстететы.
Получается, в словах последователя Стива Джобса Тима Кука есть нотки правды, и патентная база Apple тому подтверждение.
Такие вот пирожки для котяток 🐱… с пикселями