В статье мы расскажем:
Последствия психологических травм детства во взрослой жизни Факторы формирования психологических травм детства Роль газлайтинга родителей в формировании психологических травм 6 примеров родительского газлайтинга, который формирует психологические травмы Как избавиться от психологических травм детства будучи взрослым
Так или иначе психологические травмы детства дают о себе знать во взрослой жизни. У кого-то они проявляются в виде легкого, но досадного дежавю – отголоска, всплывающего в некоторые моменты. У некоторых же такие душевные деформации могут в целом предопределить взрослое видение отношений с противоположным полом.
Конечно, мы не будем рассматривать серьезные последствия того, что неправильное поведение родителей приводит к непоправимым для маленького человека психическим или даже физическим травмам. Во всех прочих ситуациях психотравмы можно и нужно прорабатывать: в одних случаях самостоятельно, в других при помощи специалистов. Психологические травмы детства не стоит игнорировать.
Последствия психологических травм детства во взрослой жизни
Психотравма — это реакция организма человека на сильный стресс, а также на перенесенное физическое или психологическое насилие, последствия которых отражаются продолжительное время, иногда в течение всей жизни. Она нарушает нормальное развитие психики, приводит к психосоматическим заболеваниям, провоцирует развитие неврозов, пограничных и клинических негативных состояний.
Распознать степень влияния психосоматики на нарушения нормальной физиологии чрезвычайно сложно, здесь не обойтись без помощи квалифицированного психиатра. Дети чрезвычайно уязвимы в этом отношении, потому что они полностью зависимы от взрослых и не могут защитить себя от насилия любого рода.
По статистике, самые сложные, с трудом поддающиеся терапии — это психологические травмы детства, и чаще всего они вызваны насилием в семье. Клинические психологи свидетельствуют о крайне тяжелых последствиях семейного насилия у таких детей. В будущем они страдают от депрессии, тревожных и посттравматических стрессовых расстройств, склонны к суициду.
Не стоит недооценивать влияние эмоциональных или психических травм. По степени пагубного воздействия на несформировавшийся детский организм они равны или даже превышают вред от физического и сексуального насилия.
Учеными доказано отдаленное негативное влияние психотравм детства на физиологию взрослого человека. Психиатр Дороти Берман обнаружила прямую зависимость стенокардии, инфаркта миокарда, нейродермита, язвенной болезни желудка и кишечника от перенесенного в раннем возрасте психического насилия. Эти психосоматические заболевания возникают из-за мучающих человека многие годы негативных эмоций и незавершенного гештальта (непроработанного прошлого).
Российский психотерапевт А. Меньшикова утверждает, что психологическая травма детства напрямую влияет на мозговые структуры. Последствия этого сказываются уже во взрослой жизни — это невозможность адекватно реагировать на стресс, склонность к депрессиям, тревожные расстройства психики.
Взрослый человек, перенесший в детстве психическое насилие и многократный эмоциональный стресс, постоянно прокручивает в своем сознании слайд с травмировавшим его событием, проходя через него снова и снова. Александра Меньшикова приводит пример такой ситуации: если девочку били родители, то, став взрослой женщиной, она с большой вероятностью выстроит такую модель семьи, где она тоже будет подвергаться избиению.
#THREE_STEPS#
Нужно учесть, что физическое насилие всегда идет рука об руку с психологическим, то есть это сочетанная травма.
Психиатры обращают внимание на то, что ребенку намного труднее пережить стабильно повторяющееся хроническое насилие, чем 1–2 единичных случая. Нет идеальных семей, так же, как нет идеальных родителей. Практически невозможно обеспечить каждого ребенка тем, что ему необходимо для гармоничного развития, и это не только материальные ресурсы. Следовательно, каждый взрослый человек в какой-то степени стал жертвой психотравмы детства.
Факторы формирования психологических травм детства
Причины психотравм у детей можно разделить на несколько групп:
Давление со стороны взрослых
Любое насилие взрослого человека над ребенком вызывает у последнего страх. Его противник силен и всемогущ, а он мал и слаб, негде спрятаться от карающего родителя, нельзя просто уйти, хлопнув дверью. Отсюда стойкая неуверенность в себе, часто проявляющаяся агрессивность. Любое физическое наказание — это всегда унижение ребенка.
Даже крик и нотации на повышенных тонах, повторяющиеся регулярно, провоцируют душевную травму. Что уж там говорить о физическом насилии? Таким горе-родителям очень сложно доказать, что они не воспитывают ребенка, а травмируют его. Если же детям пришлось перенести еще и сексуальное насилие, его последствия может компенсировать только квалифицированный психотерапевт.
Заболевания
Иногда психологическая травма детства может быть вызвана лечением хронического заболевания или частых простуд, если оно сопровождается болью, чувством тревоги у членов семьи и психическим напряжением.
Часто болеющие дети находятся под чрезмерной родительской опекой. В отличие от сверстников, они ограничены во многом, близкие внушают им, что они больны и слабы. Результатом этого становится повышенная мнительность по поводу своего здоровья во взрослом возрасте, порой граничащая с патологией.
Предательство со стороны взрослых
Когда ребенка предают близкие люди, он старается взять вину на себя, думая, что это он плохой. Формируется негативная самооценка, нарушается сфера общения, появляются комплексы, отражающиеся в дальнейшей жизни. Неумение наладить адекватные связи с социумом приводит к сложностям в поиске второй половинки и к конфликтам в собственной семье.
#TTPOPUP#
Такой человек высоко поднимает планку требований к себе и к своему партнеру. В итоге он или остается один, или строит семью, где все несчастны из-за постоянных стычек по пустякам.
Смерть родственника
Такая категория, как смерть, долго не воспринимается детьми. Когда умирает близкий человек, мир для ребенка переворачивается с ног на голову. Перемены в мировоззрении влекут за собой замкнутость и нежелание общаться, а также тревожность и чувство вины. Последствия этого непредсказуемы, в любом случае близким людям нужно быть максимально внимательными к ребенку и постараться получить для него помощь психотерапевта.
Зависимость родителей от пагубных привычек
Ребенок в такой семье несет непосильный груз: он чувствует себя ответственным за значимых для него взрослых, употребляющих алкоголь или наркотики. К тому же он практически всегда предоставлен сам себе. В результате психологической травмы детства практически невозможно сохранить здоровую психику. Став взрослым, он не доверяет этому миру, стремится контролировать абсолютно все, боится сделать ошибку.
Как определить, что ребенок нуждается в помощи психотерапевта или психолога? Все зашло слишком далеко, и ему самому с проблемой не справиться, если наблюдаются частые перемены настроения, эмоциональные колебания, тревожность и замкнутость, нарушение концентрации внимания, то есть он рассеян.
На уровне физиологии также диагностируются изменения: бессонница, снижение работоспособности, чрезмерная суетливость и напряженность. Если имеется несколько признаков одновременно, нужно обратиться к специалисту для диагностики психического состояния ребенка и проведения терапевтических мероприятий.
Роль газлайтинга родителей в формировании психологических травм
Газлайтинг – это своеобразная манипуляция психикой другого человека, также являющаяся психологическим насилием. Цель манипулятора – заставить жертву сомневаться в собственной адекватности, поколебать ее уверенность в себе, приучить не доверять собственным мыслям и чувствам.
Чаще всего человек с абьюзивным поведением сам когда-то перенес подобное насилие в свой адрес и теперь он реализует известный ему сценарий. Родительский газлайтинг не оставляет синяков, маскируясь под конструктивную критику, заботу и безобидные шуточки, но от этого он не менее опасен.
[[rlink.1853]]
Какие приемы применяют родители, чтобы манипулировать ребенком:
шутки, обесценивающие его поступки и достижения;
беспочвенные упреки и обвинения в том, чего ребенок не совершал;
запугивание;
публичные упреки ребенка в его якобы постыдных поступках, на деле часто не являющихся таковыми.
Зачем родители используют такую форму психологического насилия, как газлайтинг:
Они желают скрыть собственные промахи.
Маскируют свою неуверенность.
Стремятся укрепить собственный авторитет, заставить ребенка признать их значение.
Пытаются добиться беспрекословного послушания, сделав ребенка неуверенным.
Не хотят или не умеют искать индивидуальный подход к детям, а также подбирать нужные стратегии воспитания.
К сожалению, психологическая травма раннего детства в виде газлайтинга накладывает отпечаток на всю будущую жизнь человека. Он верит людям больше, чем себе, имеет низкую самооценку, склонен к созависимости, не умеет отстаивать личные границы.
6 примеров родительского газлайтинга, который формирует психологические травмы
«От тебя одни неприятности» (оскорбления, обесценивания)
Родители наедине или публично оскорбляют либо обзывают ребенка, унижая его и напрямую называя ничтожеством. Иногда это проявляется не так агрессивно, в виде сарказма или ироничных, как бы шутливых прозвищ. Взрослые утверждают, что это не оскорбление и не унижение, просто они хотят мотивировать ребенка к достижению значимых высот.
Предлагаем вам типичный пример того, как обесцениваются детские достижения: ребенок, гордый своим умением, показывает рисунок, но вместо добрых слов и поощрения слышит что-то про руки, растущие не из нужного места, и про то, что не стоит переводить время и бумагу на какую-то ерунду, лучше посуду помыть или пол подмести.
Повышенный тон голоса одного или обоих родителей — это тоже своеобразная форма обесценивания. Они кричат на ребенка, чтобы разрядиться из-за неприятностей на работе или в личной жизни. Еще один вариант психотравмы: ребенку задают высокие стандарты успеваемости, и когда он получает оценки ниже пятерки, родители говорят, что он никчемный, из него ничего не получится.
[[rlink.1844]]
Чтобы заслужить одобрение и любовь значимых для него взрослых, ребенок стремится быть лучшим во всех отношениях. Личность формируется по невротическому сценарию, который преобразуется в перфекционизм или в синдром отличника. Существует и другой вариант развития событий в результате обесценивания: ребенок вырастает пассивным и неуверенным в своих силах. Он ищет способ обрести уверенность и успокоиться, но не может найти выход из этой ситуации, так как потеряна связь с собой.
Ребенок не знаком ни с какой другой реакцией со стороны других людей, кроме критики. Он никогда не был в ситуации успеха, наоборот, его каждое дело, судя по реакции взрослых, обречено на провал. Что лучше всего придумать в этих обстоятельствах? Конечно же, ничего не предпринимать и оставаться в тени. Поскольку источник радости внутри себя найти невозможно, взрослый ищет его вовне — это может быть, например, стремление к безудержному потреблению, или шопоголизм.
«Давай потом» (пренебрежение)
Желая обеспечить ребенка всем необходимым, родители отдают свои силы и время не общению с ним, а созданию наибольшего материального комфорта. Внешне все выглядит очень привлекательно и благополучно: ребенок имеет все, что ему нужно, у него отличная одежда, много игрушек, он записан в престижные кружки и секции, но при этом абсолютно несчастен.
Когда он пытается общаться с родителями, они не хотят ничего слушать о его проблемах, мотивируя тем, что они устали. Такое отвержение создает у ребенка ощущение того, что он брошен и одинок, ему некому доверять.
Такое состояние он переносит и во взрослую жизнь. Всегда и везде, во всех отношениях он чувствует себя брошенным, как в детстве. Желая принятия, он заведомо соглашается на неудобные для него условия в партнерстве. Все значимые люди будут игнорировать и отвергать его потребности и чувства.
Поскольку дома нет тепла и внимания, ребенок пытается добрать их в другом месте. Иногда это могут быть романтические отношения, сексуальные партнеры, иногда плохие компании с алкоголем и наркотиками. Дети любой ценой стараются получить родительское внимание.
«Вместе ради ребенка» (неблагополучная семейная обстановка)
Если родители не любят и не уважают друг друга, там, где они несчастны вместе, но продолжают жить рядом ради ребенка, все коммуникации нарушены. Ребенок явно считывает это и делает вывод, что именно он является причиной проблем. Никакого благополучия для детей такие родительские союзы создать неспособны.
Негатив витает в воздухе, отражаясь на психическом состоянии всех членов семьи, и проявляется даже в мелочах. Хуже этого могут быть только постоянные ссоры при детях, когда родители манипулируют их любовью, стараясь перетянуть на свою сторону.
Родители — это пример для подражания, и если между ними нет любви и нормального общения, ребенок никогда не узнает, как правильно выражать свои чувства, как нужно любить своего партнера. Во взрослой жизни он всегда будет холоден и закрыт, с минимумом эмоций и с установкой, что он приносит людям только проблемы. Иногда это провоцирует склонность к суициду.
Чувство вины всегда мучает человека, он убеждает себя, что по причине его существования жизнь родителей разрушена. Последствиями такого настроя становятся неврозы, склонность к депрессиям, нежелание иметь близкие партнерские отношения и собственную семью.
«Мамино золотко» (гиперопека)
Вы спросите, что же плохого в гиперопеке, ведь здесь нет насилия, есть только забота о благополучии детей. Тем не менее в глубине проблемы лежит игнорирование личности ребенка, нежелание видеть в нем самостоятельного человека, страх отпустить, желание реализовать свои амбиции и компенсировать собственные проблемы за счет ребенка. Не случайно психологи считают гиперопеку проявлением тревожности взрослых.
В семье, где ребенка чрезмерно опекают, он ничего не решает сам: и кружки, в которых он будет заниматься, и даже университет для поступления выбирают его родители. От него скрывают то, что по мнению взрослых, может травмировать его, не понимая, что большей травмой будет открывшаяся в конце концов правда о важных семейных событиях.
Там, где гиперопека – основная стратегия воспитания, дети не имеют понятия о своих чувствах и желаниях. Они всегда не уверены в себе и не могут на себя положиться, так как за них все решали родители. Ребенку кажется, что родительские установки – это и есть его желания.
[[rlink.1837]]
Несамостоятельность, чрезмерная зависимость от чужого мнения всегда будут основными качествами такого человека во взрослой жизни. Существует еще один вариант развития событий. Это бунт в подростковом или в юношеском возрасте за право быть автономной личностью. Если ребенок поплывет все-таки по течению, станет аморфным, у него возрастает склонность к депрессии, апатии, в имеющихся заболеваниях прослеживается явный след психосоматики.
«Для профилактики» (физическое насилие)
В российском обществе нет четко очерченной границы физического насилия. Существуют отдельные слои общества, где считается нормой физическое насилие над детьми. Причем под насилием подразумевается избиение ребенка до синяков или рубцов на коже.
Тем не менее любое посягательство на личные границы человека в виде шлепков, пощечин, подзатыльников, битья ремнем — это физическое насилие. Ни один ребенок не станет лучше после такого воспитания. Все, чему он научится, это страх и ненависть в отношении того, кто наказывает.
Если избиение — это единственный контакт ребенка с родителями, а в остальное время они к нему безразличны, он сделает вывод, что тумаки лучше безразличия. Таким образом, дети провоцируют родителей плохим поведением, чтобы получить крохи родительского внимания в виде побоев.
Хуже регулярных побоев может быть только непредсказуемость, размытые границы дозволенного, когда за одни и те же поступки ребенка могут избивать в один день и игнорировать этот факт в другой. Из-за этого дети не могут понять, какими стандартами поведения им руководствоваться и чего ожидать от родителей.
Так, например, в благополучных семьях ремень может быть методом наказания за плохую учебу или за ложь, а в маргинальных ячейках общества детей бьют только по той причине, что они существуют на этом свете.
Ребенок, регулярно подвергающийся физическому насилию, почти никогда не может расслабиться, так как внутри него постоянно имеется напряжение и высокий уровень тревожности. Так проявляется нарушение контакта с собственным телом.
Если физическое насилие практикуется в семье, дети несут этот опыт за ее пределы, во двор, в школу. Там уже агрессивными могут быть они сами, или, наоборот, они продолжают занимать позицию жертвы. Положение жертвы в дальнейшем может распространиться на взрослую жизнь, и человеку уже очень сложно будет постоять за себя, он всегда в подчиненной позиции.
[[rlink.1831]]
Поскольку ребенок изначально в проигрышном положении по сравнению с тем, кто его бьет, он не может дать отпор, но отыгрывается на тех, кто слабее его, обижает младших, мучит животных. Хуже всего то, что, вырастая, он несет этот негативный опыт в собственную семью, и там уже страдают его дети.
«Это будет нашим секретом» (сексуальное насилие)
Поскольку у детей и подростков нет четко очерченных представлений о нормальном общении и насилии, они плохо понимают грань между допустимыми манипуляциями с их телом, нет осознания границ. Так они легко попадают в ловушку, расставленную сексуальным насильником, и это не только типичная пенетрация, но и, например, поглаживание. По данным статистики, 25 % девочек и 15–17 % мальчиков сталкивались с проявлениями такого насилия до своего совершеннолетия.
Взрослый утверждает, что это просто безобидная игра, ребенок же, не знакомый с этой областью жизни и не осознающий происходящее в полной мере, не знает, как правильно реагировать, боится отказать. Чаще всего источник сексуального насилия над ребенком – человек из ближайшего окружения, член семьи. Типичный пример: отчим насилует девочку, а мать закрывает на это глаза, боясь потерять мужчину.
[[rlink.1827]]
Получается, что дочь расплачивается за ее счастье невероятно дорогой ценой. Чаще всего жертвами сексуального насилия становятся девочки. Мальчики же не воспринимают свой ранний сексуальный опыт, полученный в результате совращения их взрослой женщиной, как насилие.
Те, кто подвергался в детстве сексуальному насилию, всю жизнь несут тяжелый крест неприятия или отвращения к себе и к своему телу. Оно кажется им грязным, это то, чего нужно стыдиться, а сами они считают себя недостойными любви. Таким людям очень трудно достичь гармоничных отношений во взрослой жизни, они считают, что здоровая семья не для них.
Последствия сексуального насилия очень тяжелы и разнообразны. Это неврозы, фобии, низкая самооценка, склонность к депрессии. Практически никто из жертв насилия не избежал ПТСР (посттравматического стрессового расстройства). Они как будто стремятся нанести себе побольше вреда, практикуя вызывающее поведение и гиперсексуальность, злоупотребление психоактивными стимуляторами.
Как избавиться от психологических травм детства будучи взрослым
Помощь психотерапевта нередко остро необходима взрослым состоявшимся людям. Распутывая клубок проблем, отыскивая источник неприятных симптомов, специалист обнаруживает, что причина отклонений от нормы — это детская психотравма.
В таких случаях психотерапевт подскажет, как вылечить психологические травмы детства, предложит методики выхода из этой ситуации и устранения негативных мыслей и чувств:
Метод пустого стула – пациенту предлагают сесть перед пустым стулом и представить, что напротив него сидит значимый человек, ставший источником психотравмы. Суть в том, чтобы высказать воображаемой персоне то, что чувствует человек из-за перенесенного эмоционального или физического насилия, проработав тем самым его травму. Затем он сам садится на пустой стул и отвечает уже от имени обидчика на свои вопросы и претензии. Да, он снова переживает травмирующую ситуацию, но теперь его поддерживает психотерапевт.
Схема-терапия – это методика, основанная на убеждении о том, что нам присущи стереотипные убеждения, или схемы, которым мы верим априори, не разобравшись. Психотерапевт предлагает пациенту вести дневник или пройти через ситуацию в игровой форме либо в виде диалога со специалистом. Постепенно восприятие действительности меняется, прежние страхи уже не кажутся такими пугающими, и человек учится встречать проблемы лицом к лицу, легко находить нужный выход.
Десенсибилизация и обработка движением глаз – этот метод применяется при ПТСР (посттравматическом стрессовом расстройстве), устраняя привычную реакцию человека на полученную им психотравму. Психотерапевт предлагает пациенту воссоздать в уме обстоятельства эмоциональной травмы, прислушаться к возникшим ощущениям. В это время он водит рукой (указкой, карандашом) перед лицом пациента, заставляя тем самым включиться в работу оба полушария мозга. Благодаря этой методике острота восприятия случившегося значительно снижается.
Именно взрослые в ответе за счастливое будущее и успешную реализацию ребенка. Не забывайте об этом и не ленитесь обнимать детей без всякого повода. Не проходите мимо, торопясь заняться своими делами, если вы видите грустные детские глаза. Обязательно выясните причину плохого настроения, предложите помощь. Теплыми словами и искренним внимание вы завоюете доверие ребенка и уменьшите риск психологических травм, даже если не вы являетесь их причиной.