Вчера Джо Байден выступил с речью и заявил о том, что в Америке тяжелая ситуация с демократией, и призвал избирателей "защитить" ее. Он поспешил обвинить в "кризисе" Трампа. Редакция The New York Times публикует полный текст выступления.
Всем добрый вечер.
Несколько дней назад, около половины третьего ночи, человек разбил окно в доме третьего по важности государственного руководителя США, спикера палаты представителей, и пробрался внутрь. В рюкзаке у него были кабельные стяжки, клейкая лента, веревка и молоток.
Этот человек рассказал полиции, что он проник в дом в поисках Нэнси Пелоси, намереваясь взять ее в заложницы, допросить ее и пригрозить сломать ей коленные чашечки. Но ее там не было. Дома был только ее муж, мой друг Пол Пелоси. Нападавший попытался взять Пола в заложники. Он разбудил его и намеревался связать. В итоге он схватил молоток и ударил Пола по голове. К счастью, и милостью Божьей Пол остался жив.
Все это произошло после нападения и – об этом просто трудно говорить. Трудно даже говорить. Проникнув в дом, преступник начал спрашивать: "Где Нэнси? Где Нэнси?" Те же самые слова выкрикивала толпа, штурмовавшая 6 января американский Капитолий. Она разбила окна, выломала двери, совершила жестокое нападение на сотрудников правоохранительных органов, бродила по коридорам в поисках государственных служащих и даже установила виселицу, чтобы повесить бывшего вице-президента Майка Пенса.
Эту разъяренную толпу довел до такого остервенения президент, снова и снова повторявший Большую ложь о том, что выборы 2020 года были украдены. Эта ложь последние два года подпитывала опасный рост политического насилия и содействовала запугиванию избирателей.
Еще до событий 6 января мы видели, как сотрудникам избирательных органов в ряде штатов поступали звонки с угрозами, как им угрожали физической расправой и даже убийством. Так, в Джорджии пригрозили убить главу канцелярии губернатора штата из Республиканской партии и членов его семьи, потому что он отказался нарушить закон и уступить требованию проигравшего президента: просто найти ему 11 780 голосов. Вот так. Просто найди мне 11 780 голосов.
Сотруднице избирательной комиссии Шей Мосс и ее матери Руби Фриман угрожали, их подвергали преследованиям, просто потому что им хватило смелости делать свою работу и постоять за правду, выступить на защиту демократии. Эти угрозы, запугивания, это насилие против демократов, республиканцев и беспартийных чиновников, просто делающих свою работу, является следствием лжи, распространяемой ради власти и наживы. Это ложь заговоров и преступного умысла, ложь, повторяемая снова и снова для того, чтобы породить нескончаемый цикл злобы, ненависти, ярости и даже насилия.
В такие моменты мы должны противопоставлять этой лжи правду. От этого зависит будущее нашей нации. Мои сограждане американцы, наступает определяющий, переломный момент. Мы должны выступить мощно, заодно, как единая страна, и заявить, что в Америке нет места политическому насилию и запугиванию избирателей. На кого бы оно ни было направлено, на демократов или республиканцев. Нет места, и точка. И никогда не будет.
Я выступаю сегодня, находясь недалеко от Капитолийского холма, от здания американского Капитолия, цитадели нашей демократии. Я знаю, что на этих промежуточных выборах ставки очень высоки. Это наша экономика, безопасность на наших улицах, наши личные свободы, будущее здравоохранения, социального страхования, медицинской помощи престарелым. Все это важно. Но у нас будут разногласия, будут расхождения во мнениях. Так и должно быть.
Но на кон поставлено кое-что еще. Сама демократия. Я не единственный, кто понимает это. Проведенные опросы показывают: подавляющее большинство американцев считает, что наша демократия в опасности, что наша демократия под угрозой. Они видят, что в этом году и демократия тоже включена в списки для голосования, и это вызывает у них большую тревогу.
Поэтому сегодня я призываю всех американцев, независимо от партийных пристрастий, достойно встретить этот момент общенациональной и эпохальной значимости. Мы должны голосовать, зная, что поставлено на карту. На кону не только политика данного момента, но и институты, которые нас сплачивают, которые помогают нам создавать более совершенный союз. Мы должны голосовать, зная, кто мы такие, и кем мы рискуем стать.
Смотрите, мои сограждане американцы. Старое выражение "свобода не свободна" – оно требует от нас постоянной бдительности. С самого начала демократия в Америке не была нам гарантирована. Каждому поколению приходилось ее защищать, сохранять, делать выбор в ее пользу. Ибо такова демократия. Это выбор, это решение народа, принимаемое народом ради народа. На мой взгляд, это предельно ясно.
Мы, народ, должны решать, будут или нет у нас свободные и честные выборы, на которых важен каждый голос. Мы, народ, должны решать, сохраним ли мы республику, в которой признается реальность, соблюдается закон, а наши голоса поистине священны.
Мы, народ, должны решать, возьмет ли верх власть закона, или мы позволим темным силам и жажде власти встать над теми принципами, которыми мы долгое время руководствовались.
Вы знаете, что американская демократия под угрозой, потому что побежденный бывший президент Соединенных Штатов отказался признавать результаты выборов 2020 года. Если он отказывается признать волю народа, если он отказывается признать факт своего поражения, значит, он злоупотребляет властью, а преданность себе ставит превыше верности конституции. Большую ложь он сделал догматом веры в своей Республиканской партии, не во всей партии, а в ее меньшинстве.
Величайший парадокс выборов 2020 года состоит в том, что они подвергаются самым активным нападкам за всю историю. Однако мы можем быть уверены в их результатах как никогда за всю нашу историю. Все юридические аргументы, какие можно было выдвинуть, были выдвинуты. Все пересчеты голосов, какие только можно было провести, были проведены. Все они подтвердили результаты выборов. Когда требовались факты и доказательства, Большая ложь оказывалась тем, чем она является – большой ложью. И так было каждый раз.
Но республиканцы, выступающие под лозунгом "Сделаем Америку снова великой", хотят оспорить не только легитимность прошедших выборов. Они намерены поставить под сомнение выборы, проводимые сейчас, и те, что будут проводиться в будущем. Экстремисты в Республиканской партии составляют меньшинство, но, как я говорил ранее, они ее движущая сила. Они пытаются добиться успеха там, где в 2020 году потерпели неудачу. Они пытаются нарушить права избирателей и ниспровергнуть саму избирательную систему. Это значит, что они решили лишить вас права голоса. Они решили, что ваши голоса не важны.
Вместо того, чтобы ждать завершения выборов, они начинают загодя. Они начинают прямо сейчас. Они поощряют насилие, запугивание избирателей и сотрудников избирательных органов. По имеющимся оценкам, в этом году по всей Америке в списках для голосования более 300 человек, отрицающих результаты выборов. Мы не можем игнорировать воздействие, которое они оказывают на нашу страну. Это наносит вред, это деструктивно, это губительно.
Я хочу сказать предельно ясно. Речь не обо мне, речь обо всех нас. О том, что делает Америку Америкой. О прочности нашей демократии. Ибо демократия – это не просто форма государственного управления. Это образ жизни, мировоззрение; это то, кем мы являемся, во что верим, что мы делаем и почему. Демократия – это фундаментально.
В данный момент мы должны заглянуть в себя и признать, что уже не вправе воспринимать демократию как нечто само собой разумеющееся. Нам предстоит голосовать за нее, и мы должны помнить эти первые принципы. Демократия – это власть народа, а не власть монархов или богачей. Это власть народа.
Автократия – прямая противоположность демократии. Это власть одного человека, одного интереса, одной идеологии, одной партии. Я скажу очевидное, но жизни миллиардов людей от античности до современности определялись битвой между двумя этими соперничающими силами, между устремлениями многих и алчностью и властью единиц, между правом людей на самоопределение и своекорыстием диктаторов, между мечтами о демократии и аппетитами автократии.
То, что мы делаем сейчас, определит, сохранится ли демократия, выстоит ли она. И, на мой взгляд, самый важный вопрос. Одержит ли верх американская система, которая высоко ценит стремление индивидуума к справедливости и полагается на верховенство права. Это борьба, которую мы ведем сейчас, борьба за демократию, борьба за приличие и достоинство, борьба за процветание и прогресс, борьба за саму душу Америки.
Не сомневайтесь, нам всем предстоит голосовать за демократию. Мы должны помнить, что демократия – это договорное обязательство. Мы должны снова начать заботиться друг о друге, видя друг в друге людей, а не заклятых врагов. Мы можем сделать такой выбор. Разобщенность и хаос не являются неизбежностью. Возмущение и злоба были в Америке и прежде. Разобщенность в Америке тоже была. Но мы никогда не отказывались от американского эксперимента. И сейчас мы не можем так поступить.
В американской демократии есть одна замечательная особенность. Достаточное количество людей в определенный момент решило, что мы не должны ликвидировать демократию, что мы должны ее сохранять и беречь. Мы снова должны избрать этот путь. Поскольку сейчас решается судьба демократии, мы должны помнить, что даже в самые мрачные моменты существуют основополагающие ценности и убеждения, которые объединяют нас как американцев, и что они должны объединить нас сейчас.
Каковы эти ценности и убеждения? Ну, прежде всего, как мне кажется, мы верим, что право голоса в Америке священно, что это право надо соблюдать, уважать, что в этом праве нельзя отказывать, нельзя его игнорировать, нельзя им пренебрегать. Голос – это не партийный инструмент, который надо учитывать, если он помогает твоему кандидату, и отбрасывать в сторону, если не помогает. Во-вторых, мы должны заодно, решительно и подавляющим большинством выступить против политического насилия и запугивания избирателей. И точка. Подняться и выступить.
Америка, мы не разрешаем свои споры и разногласия бунтами, бесчинствами толпы, пулями и молотками. Мы разрешаем их мирно на участках для голосования. Но мы должны быть честны по отношению к самим себе. Мы должны смело взглянуть на эту проблему. Мы не можем от нее отвернуться. Мы не можем сделать вид, что проблема разрешится сама собой.
Тревогу вызывает то, что в нашей стране все больше людей, которые потворствуют политическому насилию или просто хранят молчание, ибо молчание – это соучастие. Тревогу вызывает и то, что у нас все чаще запугивают избирателей, что существует тлетворная тенденция оправдывать насилие или, по крайней мере, находить ему объяснение. Мы не можем допустить усиления таких настроений. Мы должны незамедлительно выступить против них. Это надо прекратить.
Я верю, что те, кто оправдывает насилие и запугивания, или призывает к нему, составляют в Америке незначительное меньшинство. Но у них громкие голоса, и они решительно настроены. Нам нужно больше решимости. Те из нас, кто отвергает политическое насилие и запугивание избирателей – а я считаю, что это подавляющее большинство американского народа – все мы должны объединиться и предельно ясно заявить, что в Америке нет места такому насилию и запугиванию.
В-третьих, мы верим в демократию. Таковы мы, американцы. Я знаю, это нелегко. Демократия несовершенна. Она всегда была такой. Но мы все должны защищать ее сейчас, прямо сейчас. История и здравый смысл подсказывают, что свобода, возможности и справедливость процветают при демократии, а не при самовластии.
В своем лучшем виде Америка не антагонистическое общество, в котором кто-то преуспевает, а кто-то непременно должен потерпеть неудачу. У Америки достаточно большой потенциал и возможности, достаточно большой, чтобы в ней преуспевали все. Каждое поколение открывает двери возможностей чуть-чуть шире. Каждое поколение, включая тех, кого прежде исключали.
Мы верим, что никого не должны оставлять без внимания, потому что каждый из нас – дитя Господа, каждый человек священен. А раз так, священны и права каждого человека. Достоинство личности, ценность личности, решимость личности. Вот из чего состоит Америка, вот из чего складывается демократия, вот что мы должны защищать.
Сегодня, когда я здесь выступаю, 27 миллионов человек уже проголосовали на промежуточных выборах. Еще миллионы проголосуют в последние дни перед 9 ноября, простите, перед 8 ноября. Такое будет впервые после всеобщих выборов 2020 года.
Мы опять наблюдаем рекордную явку по всей стране. И это хорошо. Мы хотим, чтобы американцы голосовали. Мы хотим, чтобы был услышан голос каждого американца. Теперь нам надо двигаться вперед. Мы знаем, что все больше людей в Америке будет голосовать досрочно и по почте. Мы знаем, что многие штаты начнут подсчет голосов только после закрытия избирательных участков 8 ноября.
Это значит, что в некоторых случаях победитель станет известен лишь через несколько дней, через несколько дней после выборов. Нужно время, чтобы посчитать все законные бюллетени в соответствии с правилами и установленным порядком. Гражданам, живущим в демократии, всегда важно быть осведомленными и включенными в процесс. Но теперь каждому гражданину важно сохранить терпение. Так должна работать система.
Это также первые выборы после событий 6 января, когда вооруженная и озлобленная толпа ворвалась в здание Капитолия. Хотелось бы сказать, что нападение на нашу демократию в тот день и закончилось, но я так сказать не могу.
Сегодня кандидаты ведут борьбу за должности на всех уровнях: за пост губернатора, конгрессмена, генерального прокурора, главы канцелярии губернатора. Среди них есть те, кто не согласится признать результаты выборов, в которых они участвуют. Это путь к хаосу в Америке. Это неслыханно. Это незаконно, это не по-американски.
Как я уже говорил, нельзя любить свою страну, только когда ты побеждаешь. Это необычный год. Поэтому я прошу вас хорошо и тщательно подумать о той ситуации, в которой мы оказались. В обычный год мы нечасто сталкиваемся с вопросами о том, поможет ли сохранить демократию голос, который мы отдаем на избирательном участке, или он подвергнет нас опасности. Но в этом году мы столкнулись с такими вопросами. Надеюсь, что в этом году будущее нашей демократии станет важной составной частью вашего решения проголосовать, и как проголосовать.
Я надеюсь, что вы будете задавать простой вопрос о каждом кандидате, за которого можете отдать свой голос. Признает ли этот человек законную волю американского народа и людей, голосовавших в его или ее округе? Признает ли этот человек результаты голосования вне зависимости от того, проиграл он или выиграл? Ответ на это вопрос исключительно важен. На мой взгляд, он должен быть решающим. Ответ на этот вопрос повлияет на будущее нашей страны, которую мы так любим, на судьбу демократии, которая дала нам так много возможностей.
Очень многие люди на протяжении многих лет слишком многим жертвовали, и мы не можем просто так отказаться от американского проекта и демократии. Мы очень долго пользуемся своими свободами, и в таких обстоятельствах легко можно сделать вывод, что они никуда не денутся, что бы ни случилось. Но сегодня это не так. В глубине души мы осознаем, что демократия в опасности. Но мы знаем и другое. В нашей власти, во власти каждого из нас сохранить нашу демократию.
И я верю, что мы ее сохраним. Думаю, я знаю эту страну. Я знаю, что сохраним. У вас есть власть, это ваш выбор, ваше решение. Судьба нации, судьба души Америки там, где она всегда: с народом, в ваших руках, в ваших сердцах, в ваших бюллетенях.
Мои сограждане американцы, мы достойно встретим этот момент. Мы просто должны помнить, кем являемся. Мы Соединенные Штаты Америки. И нам все по силам, если мы будем действовать вместе.
Боже, благослови всех вас. Боже, защити наши войска. Боже, благослови тех, кто стоит на страже нашей демократии. Спасибо, и в добрый час!