Найти тему
МуZей Победы

Построить мост через Дон ценой собственной жизни. Как погиб инженер Андрей Черкесов

Железнодорожные мосты в годы войны стали жизненно важными объектами для фронта. 80% всего грузооборота в СССР обеспечивалось поездами. Если уничтожить хотя бы один железнодорожный мост, то надолго выводилась из строя вся линия – фронт терял снабжение.

Советский инженер

Грамотные специалисты в области мостостроения были на вес золота. Таким был Андрей Черкесов, к началу Великой Отечественной он имел хорошее образование «мостовика» и опыт строительства. Но судьба инженера могла сложиться совсем по-другому. В 14 лет он остался без матери и 2 года беспризорничал. В начале 20-х годов Андрей оказался в совхозе Саблино под Петроградом, где и начал трудовой путь. В СССР действовала программа по борьбе с беспризорностью. Так, по комсомольской путевке бывший беспризорник Черкесов был отправлен на учебу в рабочий факультет, где готовили к поступлению в вузы.

-2

Андрей Михайлович оказался способным учеником. Так, в 1935 году он окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, защитив диплом по теме «Проект виадука Байкало-Амурской магистрали». Инженер начал работать еще в ходе практики в 1933 году. Андрей Михайлович строил Забайкальскую железную дорогу, мост через канал Москва-Волга на станции Химки.

Великая Отечественная

Опытного инженера 21 июня 1941 года направили в командировку во Львов. В первые дни войны он сумел эвакуироваться на восток. Черкесов особенно отличился во время боев за Сталинград. В июне 1942 его назначили первым заместителем начальника отдела мостов и тоннелей.

Ж/д мост через Дон в районе ст. Ложки, аэрофотоснимок 27.07.42 г.
Ж/д мост через Дон в районе ст. Ложки, аэрофотоснимок 27.07.42 г.

В декабре 1942 года было принято решение срочно восстановить мост через Дон. Исход Сталинградских боев после провала немецкой деблокады был ясен. Красная Армия добивала окруженного врага и вскоре должна была перейти в наступление. Для этого требовалось иметь надежные линии снабжения.

Разрушенный отступающими советскими войсками Рычковский мост через Дон, немецкое фото
Разрушенный отступающими советскими войсками Рычковский мост через Дон, немецкое фото

Андрей Черкесов был назначен начальником производственного отдела при строительстве Ложкинского моста через реку Дон. Он был взорван при отступлении еще в августе 1942 года. На возрождение стратегически важного моста было отведено 52 дня. О важности строительства говорит тот факт, что ходом восстановления постоянно интересовалась Ставка Верховного Главнокомандования.

-5

Работы велись в сложных условиях, долгое время строительство было полностью отрезано от действующих линий снабжения, стояла суровая зима, часто налетала вражеская авиация. 6 марта 1943 года, во время испытания обкаточным паровозом восстановленного моста, крупная бомба попала и разрушила девятую опору. В воду рухнули два 55-метровых пролёта. От бомбёжки погибло 102 человека. Среди погибших и раненых были талантливые инженеры Анатолий Васильев и Андрей Черкесов.

-6

Через 3 дня Андрей Михайлович Черкесов умер в госпитале. За свои заслуги железнодорожник посмертно удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. Мост через Дон был все же построен в кратчайшие сроки. Он стал первым крупным сооружением, восстановленным в годы войны. Больше историй о фронтовиках и тружениках тыла Великой Отечественной вы узнаете на экспозиции «Подвиг Народа».

#МузейПобеды #ПодвигНарода