Железнодорожные мосты в годы войны стали жизненно важными объектами для фронта. 80% всего грузооборота в СССР обеспечивалось поездами. Если уничтожить хотя бы один железнодорожный мост, то надолго выводилась из строя вся линия – фронт терял снабжение.
Советский инженер
Грамотные специалисты в области мостостроения были на вес золота. Таким был Андрей Черкесов, к началу Великой Отечественной он имел хорошее образование «мостовика» и опыт строительства. Но судьба инженера могла сложиться совсем по-другому. В 14 лет он остался без матери и 2 года беспризорничал. В начале 20-х годов Андрей оказался в совхозе Саблино под Петроградом, где и начал трудовой путь. В СССР действовала программа по борьбе с беспризорностью. Так, по комсомольской путевке бывший беспризорник Черкесов был отправлен на учебу в рабочий факультет, где готовили к поступлению в вузы.
Андрей Михайлович оказался способным учеником. Так, в 1935 году он окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, защитив диплом по теме «Проект виадука Байкало-Амурской магистрали». Инженер начал работать еще в ходе практики в 1933 году. Андрей Михайлович строил Забайкальскую железную дорогу, мост через канал Москва-Волга на станции Химки.
Великая Отечественная
Опытного инженера 21 июня 1941 года направили в командировку во Львов. В первые дни войны он сумел эвакуироваться на восток. Черкесов особенно отличился во время боев за Сталинград. В июне 1942 его назначили первым заместителем начальника отдела мостов и тоннелей.
В декабре 1942 года было принято решение срочно восстановить мост через Дон. Исход Сталинградских боев после провала немецкой деблокады был ясен. Красная Армия добивала окруженного врага и вскоре должна была перейти в наступление. Для этого требовалось иметь надежные линии снабжения.
Андрей Черкесов был назначен начальником производственного отдела при строительстве Ложкинского моста через реку Дон. Он был взорван при отступлении еще в августе 1942 года. На возрождение стратегически важного моста было отведено 52 дня. О важности строительства говорит тот факт, что ходом восстановления постоянно интересовалась Ставка Верховного Главнокомандования.
Работы велись в сложных условиях, долгое время строительство было полностью отрезано от действующих линий снабжения, стояла суровая зима, часто налетала вражеская авиация. 6 марта 1943 года, во время испытания обкаточным паровозом восстановленного моста, крупная бомба попала и разрушила девятую опору. В воду рухнули два 55-метровых пролёта. От бомбёжки погибло 102 человека. Среди погибших и раненых были талантливые инженеры Анатолий Васильев и Андрей Черкесов.
Через 3 дня Андрей Михайлович Черкесов умер в госпитале. За свои заслуги железнодорожник посмертно удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. Мост через Дон был все же построен в кратчайшие сроки. Он стал первым крупным сооружением, восстановленным в годы войны. Больше историй о фронтовиках и тружениках тыла Великой Отечественной вы узнаете на экспозиции «Подвиг Народа».
#МузейПобеды #ПодвигНарода