Повернись планы по развитию Москвы по-другому, Коптево выглядело бы совершенно иначе.
В разного рода обзорах Коптево часто называют скучным и неинтересным районом. Здесь нет старинных усадеб, как в соседнем Головинском, или крупных парков, как в Тимирязевском. Весь район – это сплошные жилые дома с камерными двориками и небольшими скверами. Исключение – Коптевский бульвар, который кажется неестественно широким для местных масштабов.
Думаете, это ошибка проектировщиков? Вовсе нет. С свое время ширину бульвара рассчитали с доскональной точностью. Один лишь нюанс: рассчитывали ее вовсе не под променад или парк, а под куда более сложный объект. Оказывается, по проектам развития Москвы 1930-х годов, поперек современного Коптева должен был проходить водный канал.
Так называемый Северный судоходный канал был частью грандиозного плана обводнения столицы, принятого в 1931 году и вошедшего в Генплан 1935-го. В те годы в городе особенно остро стояла проблема обмеления Москвы-реки и общей нехватки воды. Чтобы ее устранить, было решено пустить в столицу воду из Волги (так возник знаменитый канал имени Москвы), а в самом городе выстроить систему каналов и гидротехнических сооружений, объединяющих московские реки в водное кольцо.
Северный судоходный канал должен был соединить новое Химкинское водохранилище с Яузой, протекающей на северо-востоке. Судя по картам, проходил бы он следующим маршрутом.
Начинался бы канал в южной части Химкинского водохранилища, затем протекал бы вдоль современной Выборгской улицы (сейчас там проходит Головинский канал), а далее, не доходя до Головинских прудов, трасса поворачивала бы в сторону современного Коптева и шла как раз там, где сейчас проходит Коптевский бульвар. После канал бы прошел через Тимирязевский парк и вдоль Красностуденческого проезда, а уже в районе Останкина вода попадала бы в Яузу.
Далее кольцо проходило бы по руслу Яузы, впадающей в Москву-реку в районе Большого и Малого Устьинских мостов. А Москва-река замыкала бы кольцо на юге, западе и северо-западе города с помощью спрямлений и канала, идущего до Химкинского водохранилища.
План обводнения столицы также предусматривал создание внешнего водного кольца: от Клязьминского водохранилища планировалось построить еще один канал к востоку от города, который соединялся бы с Москвой-рекой в районе Южного речного вокзала.
К сожалению или к счастью, полностью реализовать проекты водных колец так и не удалось. После окончания Великой Отечественной войны город поставил в приоритет восстановление и массовое жилищное строительство. Москва разрасталась, и планируемый Северный судоходный канал проходил бы уже по плотно застроенным районам.
Территория, отведенная под строительство канала в Коптеве, стала озелененным бульваром. Таким широким его оставили нарочно – на случай если старый проект обводнения города все же решат воплотить в жизнь. Но этого так и не случилось. Волжскую воду в Яузу пустили иным путем: от Химкинского водохранилища через Головинский канал, Головинские пруды, а также реки Норишку, Жабенку и Лихоборку.
А на месте так и не созданного канала теперь находится современный парк «Бригантина», полностью обновленный в 2020 году. Забавно, что детская площадка тут сделана в виде большого корабля. Символичное напоминание о том, что здесь могли бы проходить суда, не правда ли?
------------------------------------
План строительства канала в Коптеве – лишь одна из интересных историй об этом районе. Хотите узнать больше об этих местах? Тогда скорее включайте наш подкаст «Про Мой район». Эпизод о Коптеве доступен на всех платформах: Apple Podcasts, Яндекс Музыка, YouTube, Rutube, VK, Mave.