Если цена контракта по каждому отдельному виду удобрений превысит 450 долларов за тонну, экспортная пошлина 23,5 процента будет взиматься только от доли превышения. Таким образом, речь идет лишь о части дополнительных доходов производителей, что никак не повлияет на операционную и инвестиционную деятельность компаний. Об этом заявил замминистра финансов Алексей Сазанов на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 1 ноября.
Доходы бюджета от планируемых экспортных пошлин на удобрения в 2023 году оцениваются в 120 миллиардов рублей. При определении пошлины будет учитываться фактическая цена реализации по каждому контракту, «исходя из цены в точке пересечения границы, в которой будут учтены и скидки, и дополнительные транспортные расходы», отметил Алексей Сазанов.
«И только в том случае, если цена такого контракта по каждому отдельному виду удобрений превысит 450 долларов за тонну, только от превышения будет взиматься пошлина. Соответственно, цена 450 долларов за тонну превышает среднюю цену за последние пять лет по каждому отдельному виду удобрений», — уточнил замминистра.
Он пояснил, что раньше, например, в 2018, 2019 годах, компании при ценах на удобрения в диапазоне от 300 до 400 долларов за тонну инвестировали, обеспечивали занятость. А теперь, при цене выше 450 долларов, если власти будут брать 23,5 процента от превышения, то будут тем самым изымать часть дополнительных доходов компаний, что никак не повлияет на их операционную и инвестиционную деятельность.
По словам Сазанова, цена отсечения 450 долларов определена для всех видов удобрений, «чтобы у всех были равные условия хозяйствования, не возникало желания подменить коды ТН ВЭД (классификационный код по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. — Прим. ред.) и чтобы все понимали четко цену отсечения, при превышении которой будет взиматься пошлина». Представитель Минфина назвал такую цену отсечения отвечающей принципам справедливости.
Чем более сложное удобрение, по словам Сазанова, тем выше будет его стоимость. «Соответственно, чем выше цена, тем выше пошлина, чем проще удобрение, тем ниже его стоимость. Это будет определяться конкретными контрактными условиями. И здесь, поскольку у нас не фиксированная ставка, а адвалорная (процент от стоимости ввозимой продукции. — прим. ред.), как раз будет учтена специфика и сложность удобрения», — пояснил замминистра.
Никаких системных рисков для работы предприятий отрасли с введением механизма экспортных пошлин в Минфине не видят. При принятии решения, уточнил Сазанов, ведомство опиралось на данные отдельных предприятий на протяжении последних пяти лет.