...Глубокая январская ночь 1945 года. Важице давно погрузилась в сон. Только в доме Прохазковых горит слабый огонек. В одной из комнат еле слышно раздается приглушенный голос радиоприемника: «...Говорит Москва, говорит Москва. Передаем последние...»
Вдруг осторожный, но настойчивый стук в окно...
Мгновенно щелкает выключатель радиоприемника. Хозяева дома заволновались: кто мог так поздно постучаться к ним?
— Эмилька, — сказал Ян, обращаясь к сестре. — Я пойду посмотрю...
Едва приоткрыв дверь, он услышал шепот: «Принимай, Ян, гостей».
— Каких? — переспросил Прохазка, узнав голос своего старого друга Яурека.
— Открывай, увидишь. Русские ребята... Бежали из плена.
Когда Ян открыл дверь, то невольно отступил в ужасе. Перед ним с трудом стояли на ногах заросшие, изможденные люди. Яну все стало ясно.
И все, кто был в доме, — и старуха-мать, и сестры Эмилия и Юлия, и племянник Ольдржих — все безоговорочно согласились с мнением главы семьи: нужно надежно укрыть русских товарищей.
Чехословацкие друзья почти четыре месяца делили с советскими воинами Иваном Терехиным, Петром Ходько, Константином Железняковым и Ильей Петровым последний кусок хлеба. Племянник Ольдржих, рискуя попасть в лапы нацистов, тайно доставал лекарства. Доктор Прелл из соседней деревни Либани выдал Яну документ, в котором говорилось, что на дворе Прохазковых появилась заразная болезнь, опасная для людей. Гестаповцы, узнав об этом, обходили дом.
Советские воины, нашедшие в семье Прохазковых верных друзей и товарищей, воспрянули духом и вскоре включились в активную партизанскую борьбу с врагом.
«На долех» — так называлась местность, где находился дом Прохазковых, для советских солдат было подготовлено надежное укрытие. Днем они там отдыхали, а с наступлением темноты вместе с партизанами уходили на задания. Взрывали мосты, резали провода, минировали шоссейные дороги...
Ян и Эмилия — люди большого сердца. Они с любовью вспоминают о четырех советских парнях, говорят том, как им тяжело было расставаться с ними, ставшими для всей семьи, для всей округи родными близкими...
М. НИКИТОЧКИН (1964)
☆ ☆ ☆
В послевоенные годы Ян Прохазка с сестрой получали много писем из Советского Союза. Им писали рабочие и колхозники, ветераны гражданской и Великой Отечественной войн, пионеры. Они сердечно благодарили чехословацких друзей за спасение советских людей, за добрую душу и отвагу, приглашали в гости. На столике в коробочках лежат ордена Отечественной войны II степени, которыми наградило
В 1962 году Яна и Эмилию Прохазковых за их благородный подвиг Советское правительство наградило орденами Отечественной войны II степени.