«Страх над городом» в 1975 году побил все рекорды, собрав только во Франции двенадцать миллионов франков. Можно было бы списать успех ленты на рекламную компанию, а также то обстоятельство, что многие желали посмотреть, как Жан Поль Бельмондо без страховки выполняет опасные для жизни трюки, но был и иной аспект успеха. А именно, жанровый.
Создателем кинокартины был признанный мастер Анри Верней, которому мы обязаны «Сицилийским кланом» и «Мелодией из подвала». К слову сказать, на заре карьеры Бельмондо снимался у этого режиссера в фильме «Обезьяна зимой» где был напарником великого Жана Габена. В этом скрытая ирония эпизода с фотографией, на которую указывают в самом начале фильма в кафе.
Сразу же отметим, что «Страх над городом» стал знаковой для кинематографа в целом лентой. Именно под его влиянием возникают многие американские проекты. Например, «Город страха», снятый в 80-ых Абелем Феррара и т.д.
Как раз после «Страха» на экране стала активно использоваться сцена с поиском преступника среди множественных манекенов. Корнями она уходит в итоговую сцену из итальянского триллера «Спазм», а затем появилась во множестве кинокартин, будучи иногда очень талантливо обыгранной – достаточно вспомнить ряды искусственных созданий из фильма «Я – робот».
Опять же фильм говорит не о злоключениях отдельно взятого полицейского комиссара Летелье, а о проблемах развития криминального жанра в целом. Режиссер словно задается вопросом: куда мы дальше будем двигаться из недр уже привычного многим французского нуара, ассоциируемого с творениями Мельвиля?
В сторону «городского боевика» типа «Захват поезда Пэлем 123»? На что указывают сцены в метро, когда герой Бельмондо несется по крышам едущих вагонов. Полицейского триллера в стиле «Детектив Буллита» (1968), что знаменуется появлением в кадре современных автомобилей? Или же в направлении итальянского джалло, отсылкой к которому является основная линия сюжета?
В итоге это не проблема главного героя, а антигероя. Дилемма, которую можно выразить в формуле: гангстер или маньяк? Соответственно это разные негативные персонажи, которым должно быть оказано категорически различное противодействие. В итоге мы видим легкую дезориентированность парижского полицейского, который даже сам для себя не может сделать выбор: ум или мышцы?
Ему привычнее ловить обычных бандитов, для чего нужны только скорость и сила. Ну, может быть, ещё умение хорошо стрелять. Те самые навыки, о наличии коих справляется начальник столичной полиции. Однако для поимки девиантного злодея необходимы уже иные качества.
Летелье очень комфортно в его «прошлом призвании», ему удобнее быть «грудой мышц», «ковбоем», о чём он сам заявляет в кадре. И подтверждает, когда при избрании: преследовать гангстера или маньяка - предпочитает первого. Подобное «пренебрежение» серийный убийца воспринял как вызов, а потому фактически вынуждает, чтобы его делом занимался именно Летелье. И тому нужно меняться. Но надо ли? Показательно, что фильм начинается падением с небоскреба, а завершается «взлетом» на один из подобных.
Если же говорить о фигуре злодея, то он типичный анти-герой джалло, внешне травмированный человек, который затаил злобу на женщин. Его поступки - это своего рода манифест антиэстетизма. Хотя, конечно, его последняя жертва вызывает массу вопросов, хотя бы потому, украсила свою семейную квартиру множеством собственных откровенных фото.