Найти тему
НУАР-NOIR

Жанровая тайна одного из самых кассовых французских фильмов

-2

«Страх над городом» в 1975 году побил все рекорды, собрав только во Франции двенадцать миллионов франков. Можно было бы списать успех ленты на рекламную компанию, а также то обстоятельство, что многие желали посмотреть, как Жан Поль Бельмондо без страховки выполняет опасные для жизни трюки, но был и иной аспект успеха. А именно, жанровый.

Создателем кинокартины был признанный мастер Анри Верней, которому мы обязаны «Сицилийским кланом» и «Мелодией из подвала». К слову сказать, на заре карьеры Бельмондо снимался у этого режиссера в фильме «Обезьяна зимой» где был напарником великого Жана Габена. В этом скрытая ирония эпизода с фотографией, на которую указывают в самом начале фильма в кафе.

Сразу же отметим, что «Страх над городом» стал знаковой для кинематографа в целом лентой. Именно под его влиянием возникают многие американские проекты. Например, «Город страха», снятый в 80-ых Абелем Феррара и т.д.

Как раз после «Страха» на экране стала активно использоваться сцена с поиском преступника среди множественных манекенов. Корнями она уходит в итоговую сцену из итальянского триллера «Спазм», а затем появилась во множестве кинокартин, будучи иногда очень талантливо обыгранной – достаточно вспомнить ряды искусственных созданий из фильма «Я – робот».

Опять же фильм говорит не о злоключениях отдельно взятого полицейского комиссара Летелье, а о проблемах развития криминального жанра в целом. Режиссер словно задается вопросом: куда мы дальше будем двигаться из недр уже привычного многим французского нуара, ассоциируемого с творениями Мельвиля?

В сторону «городского боевика» типа «Захват поезда Пэлем 123»? На что указывают сцены в метро, когда герой Бельмондо несется по крышам едущих вагонов. Полицейского триллера в стиле «Детектив Буллита» (1968), что знаменуется появлением в кадре современных автомобилей? Или же в направлении итальянского джалло, отсылкой к которому является основная линия сюжета?

В итоге это не проблема главного героя, а антигероя. Дилемма, которую можно выразить в формуле: гангстер или маньяк? Соответственно это разные негативные персонажи, которым должно быть оказано категорически различное противодействие. В итоге мы видим легкую дезориентированность парижского полицейского, который даже сам для себя не может сделать выбор: ум или мышцы?

Ему привычнее ловить обычных бандитов, для чего нужны только скорость и сила. Ну, может быть, ещё умение хорошо стрелять. Те самые навыки, о наличии коих справляется начальник столичной полиции. Однако для поимки девиантного злодея необходимы уже иные качества.

Кадр из фильма «Страх над городом» (1975)
Кадр из фильма «Страх над городом» (1975)

Летелье очень комфортно в его «прошлом призвании», ему удобнее быть «грудой мышц», «ковбоем», о чём он сам заявляет в кадре. И подтверждает, когда при избрании: преследовать гангстера или маньяка - предпочитает первого. Подобное «пренебрежение» серийный убийца воспринял как вызов, а потому фактически вынуждает, чтобы его делом занимался именно Летелье. И тому нужно меняться. Но надо ли? Показательно, что фильм начинается падением с небоскреба, а завершается «взлетом» на один из подобных.

Кадр из фильма «Страх над городом» (1975)
Кадр из фильма «Страх над городом» (1975)

Если же говорить о фигуре злодея, то он типичный анти-герой джалло, внешне травмированный человек, который затаил злобу на женщин. Его поступки - это своего рода манифест антиэстетизма. Хотя, конечно, его последняя жертва вызывает массу вопросов, хотя бы потому, украсила свою семейную квартиру множеством собственных откровенных фото.

Пляжные каникулы, обернувшиеся кошмаром
НУАР-NOIR
6 ноября 2022