Что бы почитать в холодный ноябрррьский вечер? Может, остросюжетный детектив? Немного ужасов или, скорее триллера. В общем, если вы хотите коктейль из Агаты Кристи и Стивена Кинга, обратите свое внимание на книгу Крейга Рассела - "Брат Гримм".
Начну с того, что выскажу своё недоумение, почему имя этого писателя не пользуется популярностью в широких кругах, ведь Крейг Рассел удостоен многих наград, режиссёры покупают права на экранизацию его произведений. И это, ведь книги прозаика имеют множество плюсов: структурированность, логичность, детальность, атмосферность, неожиданные повороты событий, познавательный экскурс в историю, фольклор и науку, интересная связь произведений между собой.
Перейду непосредственно к анализируемой книге. Действие происходит в современной Германии. В центре сюжета маньяк-эстет, стилизующий свои убийства под сказки и местный фольклор. Убийца не глуп, ведь все свои преступления он связывает между собой, давая детективам подсказки, где искать следующий труп и когда. Маньяк не просто убивает, он смакует каждое своё злодеяние. По ходу произведения автор не оставляет убийцу в тени, Крейг Рассел описывает быт преступника, его рутину, поэтому, когда открывается личность маньяка – читатель хватается за голову, ведь всё было так понятно – думаем мы, вспоминая главы, относящиеся к описанию злодея. Говоря о главном антигерое, я хочу отметить интересный, и на мой взгляд, справедливый приём – злодеи таковыми не рождаются, часто они проходят через адские мучения и страдания, которые и приводят их к такому пути. Автор тщательно подошёл к составлению психологического портрета убийцы, показал читателю «миллион терзаний» преступника. Так маньяк ведёт игру с местным отделом полиции. Кстати, о детективах – в комитет также входят высокоинтеллектуальные люди, поэтому очень интересно следить за их догадками, мыслями и предположениями, особенно, учитывая особенность строения сюжета, когда у самого читателя догадки достаточно призрачные. Живость персонажей, детальность в составлении внешнего и эмоционального портрета – всё это не просто создаёт атмосферу, а буквально погружает нас в неё – вот мы на месте преступления ищем улики, вот мы выдвигаем теории, обсуждаем возможные зацепки вместе с детективами, и вот маньяк играет уже с нами.
В произведении присутствует любовная линия, но она слабо развита, однако, на фоне восприятия, оголённого, как электрический провод из-за мастерского смешения таких жанров, как триллер, ужас и детектив – романтическая стезя воспринимается достаточно легко, не смотрится лишней, а выглядит скорее, как изюминка на торте.
Ещё одной отличительной особенностью данной книги является её познавательность. Да-да, Крейг Рассел не просто делает сноски на научные статьи и факты, а употребляет их в диалоге между персонажами. Такая информация легко запоминается и вызывает интерес, потому что она представлена в достаточно понятной форме, причём к месту в сюжете. Таким образом, из одной лишь книги можно многое узнать о немецком фольклоре, некоторых интересных особенностях ДНК. Другие же произведения содержат много полезного о политической системе в мире в 20 веке, способах и методах археологии, а также об асатру (Скандинавское язычество), элементы которого были представлены в одном из творений писателя.
Напоследок, чтобы долго не распинаться и однозначно объяснить свою оценку, скажу, что стиль Крейга Рассела, благодаря его детальности, скрупулёзности, невероятным поворотам сюжета, перу, оживляющему персонажей и переносящему нас в мир книги, схож с Джорджем Мартиным, однако оба писателя поистине уникальны, и я ни в коем случае не ровняю их под копирку.