Популярные артисты в Советском Союзе не только пользовались без преувеличения всенародной любовью, но и неплохо ее монетизировали. Разбираемся, кто из советских звезд зарабатывал больше всех.
Как рассчитывали гонорары за концерты в СССР?
Если сегодня "звезда" определяет стоимость своего концерта самостоятельно, то в СССР все решала ее величество ставка - ставка Госконцерта. Певцы делились на три категории: низшая (100 рублей за концерт), средняя (5 рублей) и высшая (от 13 до 19 рублей). Если у артиста было звание заслуженного или тем более народного, он мог рассчитывать получить за один концерт несколько ставок. Но "потолок" все равно был и приходилось брать количеством: многие из звезд (к примеру, Эдита Пьеха) давали до 30 концертов в месяц.
Но, как и со многим другим, с концертами в СССР было две реальности: государственная (со ставками) и, так сказать, теневая. Артисты эстрады, особенно популярные - это был дефицитный товар. И чтобы его получить, граждане были готовы на многое: одни - чтобы услышать любимого певца, другие - организовать концерт и немного на этом самом певце заработать (и дать заработать ему). Так и появлялись разного рода серые и черные схемы, чреватые неприятностями с законом, но зато и приносившие дополнительный доход. Итак, сколько же зарабатывали при СССР наши любимые артисты?
Владимир Высоцкий
Организаторы концертов в Союзе обычно предлагал звёздам тысячу рублей «чёрными», Высоцкий же пел не меньше, чем за 5 тысяч. Официальная его зарплата составляла всего 110 рублей, но какой же каплей в море была эта сумма! И еще одна важная статья дохода - заграничные концерты: во время западного турне в Канаде, Франции, Италии он стал таким же «своим», как в СССР, а организаторам каждое выступление обходилось в несколько тысяч долларов.
Алла Пугачева
Официальная ставка будущей Примадонны за один концерт составляла 47 рублей 50 копеек, но, по воспоминаниям ее коллег, средний доход за один концерт составлял 100-110 рублей. Не сравнить с современными гонорарами, конечно.
Муслим Магомаев
Один из самых высокооплачиваемых советских певцов, в среднем за один концерт Магомаев зарабатывал 200 рублей. Впрочем, это можно считать низшей ставкой: были случаи, когда за концерт ему выплачивали втрое-четверо больше. Его очень любила слушать партийная элита, потому на «левые» концерты никто не обращал внимания. Магомаев жил с размахом мировой звезды: благодаря своему таланту он мог позволить себе роскошную квартиру в центре столицы, лучшую обстановку, дачу, а в родном Баку его ждали ещё две огромные квартиры — приезжая туда, певец немедленно созывал гостей и принимал всех радушно и хлебосольно. Огромные суммы артист тратил не на себя — на друзей: заказывал для них рестораны, дарил дорогие вещи… Единственным, чем он дорожил из своего имущества, был перстень с бриллиантами, который ему подарил правитель Ирана.
Людмила Зыкина
За исполнение народных песен в Советском Союзе платили щедро: ставка за один концерт была в несколько раз выше, чем у тех, кто пели современные шлягеры. В начале 80-х за один концерт Людмила Зыкина только официально получала 300 рублей. Если же концерты были "черными", то ставка могла быть еще выше. Неудивительно, что певица в итоге собрала "шкатулочку" - коллекцию уникальных драгоценностей, стоимость которой оценили в почти 200 миллионов современных рублей.
Юрий Антонов
Доходы любимого народом певца в 70-х годах порой были такими, что ему приходилось отправлять чемоданы, набитые деньгами, багажом. Он ведь ездил на гастроли один, в отличие от Магомаева с оркестром и другими членами коллектива, соответственно, делиться ни с кем не надо было. Рассказывали, как однажды Юрию Антонову понравилось в ювелирном магазине дорогое кольцо. Оно стоило, как трёхкомнатная квартира в Москве. Но певец запросто достал портмоне, отсчитал нужную сумму и надел кольцо на палец.
Главные деньги артисту приносило не исполнение песен, а авторские отчисления: в 80-е его ежемесячный доход достигал 10 и даже 15 тысяч рублей - 100 средних зарплат!