В Саратове состоялась презентация книги Сергея Макарова «Великорусская социоматериальная матрешка». Автор в саратовской политической элите нового поколения может быть не известен. Но в 90-е и начале 2000-х годов он был заметен как яркий политический деятель. Он один из создателей «Земского союза», издавал газету «Земское обозрение», был депутатом горсовета и облдумы. Потом ушел из реальной политики, сосредоточился на своем бизнесе – корпорации «Автоштамп», а в общественной жизни стал идеологом Земского философского клуба.
Реклама
Идеология книги Сергея Макарова мне очень близка. Я стою на тех же самых позициях. Поэтому решил рассказать о главных идеях и предложениях этой монографии с точки зрения моего видения.
Эта монография обращена к думающей, интеллектуальной элите, к людям, принимающим решения. Для России характерно, что на рассудительных, руководствующихся здравым умом людях держится мир. Этот здравый ум основан на личных, скорее духовных, чем прагматических, воззрениях и коллективном опыте (народной мудрости).
Человек – семья – цивилизации
В основе книги лежит концепция Русского мира и Русской идеи. Много философов, писателей, социологов высказалось по этой теме. Казалось бы, что еще добавить к сказанному? Макаров, как бизнесмен, как системный идеолог, выдвигает оригинальную структуру социального и материального мироздания, состоящую из социоматериальных систем: человек, семья, этнос, локальная цивилизация, полицивилизация, планетарная цивилизация.
Эту структуру систем Макаров назвал социоматериальной матрешкой. Для русского менталитета матрешка – это символ и знак. Один из них, как считает автор, - Мать сыра земля, которая являет собой сакральный многозначный символ и Русской земли как кормилицы и как родины, и Русского мира как идеи и как социополитической конфигурации. Русская матрешка еще наглядно показывает вертикальную структуру самоподобных социоматериальных систем. Исходя из ментальной и культурной значимости для русского народа цифры «семь», автор выбрал матрешку, состоящую из семи фигур, расположенных одна в другой.
Основу Матрешки Макарова составляет человек. Самая маленькая фигура, если одна, но в сообществе, образует над собой все другие надстройки. По восходящей – это социоматериальная система - семья и род. Над ними – этнос. На русском примере - это великорусский этнос. Далее государство Россия. Далее русская цивилизация как соцветие народов с историко-культурной общностью. Выше - евразийская полицивилизация – Евразийский мир. И всё это покрывает земная цивилизация как синтез человечества, природы и космоса. Это пирамида, охватывающая (покрывающая) все другие матрешки, исходящие из людей других народов и цивилизаций.
Великорусский этнос
У Макарова интересно сравнение ментальности русского человека со сказочным героем – Иваном-дурачком, менталитет которого основывается на интуитивном понимании реальности, который ведет себя, казалось бы, нелогично, вопреки здравому смыслу, противоречиво, но его решения и действия ведут к духовной и военной победе. Это образ непутевого воина-победителя. От себя добавлю, что отражение Ивана-дурачка как воина-победителя в метафизическом пространстве - это Георгий Победоносец с его стойкостью и самоотверженностью. Это столп русского православия и духовности российского государства. Так и в русском человеке – нравственный долг превыше всего. Он основатель (учредитель, по выражению бизнесмена-мыслителя Макарова) Русского мира, он создатель Русской идеи.
Великорусский этнос Макаров сравнивает со сталью, где великорусские люди – это железо, другие народы – легирующие добавки (как углерод и др.), улучшающие свойства стали. Если легирующих добавок станет много, то великорусская сталь превратиться в другой сплав, чугун - твердый, но хрупкий. Есть в стали антисистемные добавки (сера и фосфор), которые ухудшают качество, когда их больше нормы. В великорусском этносе антисистемные добавки – это неолиберальная человеко-субстанция. Кстати, как иронично точно сравнить ее с серой!
Великорусскому проекту не хватает здравого этнического патриотизма и этноцентрического подхода к окружающему миру. Здесь нам нужно учиться у наших соплеменников белорусов, украинцев и поляков. Но это исходит от советской политики преуменьшения роли великорусского народа в культуре и обществе. А между тем без великорусского народа не будет Русского мира, а значит, и Евразийского мира, в котором мы также являемся цементирующей основой. Здесь великорусскому народу нужно воспрять, проявить в себе непроявленные черты, которые помогут укреплению Мира. Мы одновременно должны себя чувствовать и существовать и как великороссы, и как представители Русского мира, и как граждане России, и как евразийцы, и как граждане мира. Мы должны решить задачу межнационального сплочения. Это наши и обязанность, и право на всех уровнях матрешки.
Если Россия будет слаба, то народам Русского мира не останется иного выбора, как войти в орбиту других цивилизационных социоматериальных систем и разделить их судьбу. Это мы видим на печальном примере Украины. А на уровне панславизма – в Сербии, народы которой не хотят быть в Евросоюзе, а их правители бояться войти в союз с Россией. Эту геополитическую несправедливость (ошибку) Россия, окрепнувшая за последние годы, сейчас пытается исправить. Увы, теперь только военным путем – путем принуждения к миру.
Во всякой социоматериальной системе господствует доктрина непрерывного развития и расширения. К этому стремится и великорусский этнос. Но в тактике часто приходится отступать, отсекать тормозящие подсистемы, чтобы сохранить и оптимизировать ядро, из которого можно совершить рывок. Прежний геополитический этап для России можно назвать тактическим отступлением (исторические варианты, Наполеон и Москва, Гитлер и Москва). Но на текущем историческом периоде Россия уже не позволила перейти красные черты. Отступление было чисто политическим, финансовым и идеологическим (когда российские бизнес элиты продались Западу, а политические попали под его влияние). Матрица Русского мира никогда не даст разрушить то, что она в себя вбирает.
Макаров считает, что сбережение границ Русского мира более важно, чем государственные границы. Русский мир вбирает в себя все исконно русские земли и русские субэтносы, включая русских зарубежья.
Миссия Русского мира
Задача великороссов сплотить, возродить в полном единстве не только Русский мир, но сыграть основную роль в формировании современного Евразийского мира. Эта миссия – объединения земель и народов - у нас была всегда. И мы должны быть центрообразующим этносом и государством, который вновь предложит народам и странам Европы (не попавшим в зависимость Англосаксонского мира) и Азии идею объединения по принципу равноправия, равенства и общих интересов. Так происходила интеграция народов Советского союза. Нет, мы не говорим о желании создать мега-империю Евразия. Даже речи не идет о создании надгосударственного образования как Евросоюз. Это должна быть другая по форме структура. Но на основе которой будет создан новый мировой порядок как противоположность модели мирового подарка, насаждаемой англосаксами, в котором главная доминирующая сила – это они и их транснациональные корпорации. В создании Евразийского мира, Евразийского союза Россия и Русский мир, как я считаю, должны нести духовное моральное начало, здесь мы сильны, при слабой экономике, в которой нам уже бесполезно соревноваться с Китаем. Основными нашими наиболее близкими союзными государствами для построения новой формы Евразийского мира являются Китай, Индия, Иран. Другой уровень союзнических отношений должен быть выстроен с Турцией (которая хочет за счет соседних государств построить Тюркский мир и воплотить идею о Великом Туране) и с альянсом арабских стран (Арабский мир). Пока хуже всего с согласием, как ни парадоксально, с бывшими братскими республиками – постсоветскими странами, элиты которых не желают интегрироваться с нами. Но это все исправимо, при достижении согласия России с главными региональными державами и периферийные страны встроятся в новую систему. Нас с главными учредителями Евразийского мира сплачивает историческое единство и схожесть духовного сознания - и с Китаем, где основываются на принципе небесной гармонии, и с Индией с ее гандизмом, с ее принципом единства в многообразии. У нас со многими азиатскими странами есть общие интересы.
Русскому миру нужно выполнять свою евроазиатскую миссию объединения народов. А далее занять свое ведущее место и в планетарном мире. У России здесь благодаря географическому положению и историческому опыту есть шанс играть в этом процессе объединения ведущую роль. При этом единство Мира видится в многообразии, во множестве индивидуальностей.
Русская идея – сбережение народа
Предназначение и миссия Русского мира выражена в национальной идее. Это морально-политический кодекс жителей страны о должном устройстве своего общества и государства.
В русской философии нет единого понятия целей Русской идеи. Многие русские мыслители предлагали свои варианты. Иван Ильин посвятил ей целую монографию. Но все варианты близки друг к другу. У них есть общее – достижение (восстановление) величия России как державы и ее народа. Здесь самое плохое, что, к сожалению, предложения русских патриотов вновь ввести в Конституцию идеологию, нацеленную на реализацию Русской идеи, были отвергнуты. А без целеполагания, без идеологии как может развиваться и защищаться этнос и его государство? Возможно, после окончания СВО или в ходе нее эта поправка в Конституцию вновь будет предложена и все-таки введена. Политические основания для этого созрели.
Сергей Макаров видит Русскую идею в сбережении народа. В сохранении каждого человека, каждой семьи, рода, как части своего народа. Сбережение - это не просто демографическая задача повышения численности населения, но и повышение жизненного уровня, это и защита, и развитие языка, культуры. Это и вовлечение народа через земство в государственное управление – чтобы приоритетами государства были цели Русского мира, а не доходы нефтегазовых корпораций и не встраивание в глобалистскую систему отношений. Это и передел экономической системы от сырьевой модели и чиновничьей имитационной модернизации к созданию инновационной технологической планово-рыночной экономике при финансовом обособлении.
Без здоровой экономики не может быть здорового общества, без крепкого государства – стойкого народа. Только тогда, когда великорусский суперэтнос будет здоров, крепок и многолик, он сможет быстрее реализовать проекты Великорусской матрешки от великой России как супердержавы до создания нового мирового порядка на принципах многополярности и равноправия.
В великорусской матрице Макарова сбережение народа не ограничивается заботой только о великорусском этносе. Это и сбережение русско-российского народа России. Наверху матрешки – это сохранение человечества и всего живого мира на Земле. Создание единого самоорганизующегося мирового сообщества из локальных цивилизаций, народов и живой природы.
Потому Русская идея не замкнута на своем суперэтносе. Она всемасштабна. Это сбережение всего на планете. И она прямое противостояние Англосаксонской глобалистской идее – принесения в жертву народов периферийных стран (путем сокращения населения и его эксплуатации) в угоду повышению уровня жизни «золотого миллиарда» и власти кучки дельцов-тиранов мирового правительства.
Задачу по реализации проектов Великорусской матрешки нужно выполнить в кратчайший исторический промежуток времени. Иначе, как прогнозирует Макаров, уже через одно-два поколения (период 25-50 лет) наших потомков ожидает системный суперкризис.
Послесловие
Серей Макаров по масштабности мыслей своей книги, которую писал несколько лет, основанную на размышлениях и интеллектуальных исследованиях Земского философского клуба, сравним с Александром Дугиным. По структуре его книга похожа на известный многотомный труд «Проект Россия» (вероятный основной автор Олег Матвейчев, он же в ту пору ведущий политолог Кремля). И хотя обе монографии стоят на патриотических государственнических принципах, по идеологическому подходу и целям они разнонаправлены. Сам Макаров считает, что «Проект Россия» является отражением желаний и настроений высшей российской элиты (с их мнением о неспособности народа к самоуправлению, с их тезисом: «Люди – это наша «вторая нефть»). Я лично считаю, что тогда в 2008 году это был прорыв в официальной патриотической идеологии, которая начала прорисовываться в публичной политике с выступления Владимира Путина на Мюнхенском конгрессе в 2007 году, где он впервые показал жесткую позицию России по геополитическим вопросам. Во всяком случае идеи «Проекта России» если устарели, то были скорректированы. К Русской весне с 2013 года центром российской идеологии стал Изборский клуб с его лидером Александром Прохановым. В последние годы из клуба на первые позиции выдвинулся Александр Дугин. Так вот, я считаю, что Сергей Макаров по идеям, по системе и масштабу мышления близок с Дугиным. Но саратовский мыслитель не вторит ему, а предлагает свои структурные подходы и стратагему. И это хорошо – единство в многообразии!
Вадим Рогожин