Версия Cross Sedan исключена из линейки Lada Vesta и, похоже, ее уже не будет после рестайлинга. Увы, это отражение общей тенденции современного автопрома…
Седаны-вездеходы всегда были экзотикой, но самым массовым из советских автомобилей такого типа (около 8 тысяч экземпляров) был Москвич-410, выпускавшийся на рубеже 50-х и 60-х годов прошлого века. Кузов обычного Москвича-402 установили на шасси с рессорной подвеской неразрезных мостов и подключаемым полным приводом, максимальная скорость автомобиля составляла 85 км/ч при мощности двигателя 35 л. с. Примечательно, что прототип модели был разработан на ГАЗе и имел обозначение М-73, но в самом Нижнем Новгороде тема не получила достойного продолжения. Полноприводную Волгу ГАЗ-24-95 с мостами от УАЗа выпустили в 1974 году всего в нескольких опытных экземплярах.
Компания American Motors в конце 1970-х освоила выпуск целого семейства моделей Eagle, в который входили седан, универсал и двухдверное купе. Автомобили имели задний мост на рессорах и независимую двухрычажную подвеску впереди, все один в один как у Волги, на которую Eagle был похож и габаритами. По сравнению с базовой моделью Concord, имевшей лишь задний привод, клиренс увеличился почти вдвое, полный привод — постоянный, с межосевым дифференциалом, двигатель — рядная «шестерка», коробка передач — либо механическая четырехступенчатая, либо трехступенчатый «автомат». После поглощения АМС Крайслером производство было прекращено без преемника.
Путь Subaru к седану повышенной проходимости был довольно долгим — от обычной полноприводной легковушки Leone, через Impreza и Legacy. Лишь в 1998 году, через пару лет после дебюта универсала Outback первого поколения, на американский рынок вывели Legacy Sport Utility Sedan. В следующем поколении трехобъемник все же получил обозначение Outback, но за пределами Америки его все равно мало кто знал. Да и там от данного типа кузова в конце концов отказались, ограничившись универсалом (который фактически превратился в полноценный кроссовер) и обычным полноприводным седаном Legacy.
Концептуальных кросс-седанов было не так уж мало, но один из самых интересных — Lincoln Navicross, показанный в Детройте в 2003 году. Довольно компактная по американским меркам четырехдверка (габаритная длина — 4740 мм) классических пропорций имела кузов без средних стоек и 20-дюймовые колеса. По словам разработчиков, Navicross был оснащен двигателем такого же литража, как у AMC Eagle (4,2 л), но уже восьмицилиндровым. Сегодня, почти двадцать лет спустя, дизайн концепта может показаться несколько наивным, да и серийного воплощения он не получил, но приставка cross в названии, как видим, пригодилась другим производителям.
А вот что оказало прямое и бесспорное влияние на концепцию Весты Кросс — это Volvo S60 Cross Country. Ведь шеф-дизайнер ВАЗа Стив Маттин, по инициативе которого был создан приподнятый седан, прежде работал именно на шведский бренд, и сходство между двумя автомобилями очевидно. Как, увы, и разница: у Весты, в отличие от Cross Country, нет полного привода. Любопытно, что сам седан-кроссовер Volvo, в свою очередь, появился не без российского влияния: еще в 90-х годах компания Обухов Engineering начала эксперименты с соответствующим тюнингом, которые увенчались созданием лифтованного седана S60R.
В конце 2018 года, вскоре после дебюта седана Vesta Cross, на российский рынок вышла аналогичная версия Renault Logan. В Европе данная модификация не предлагалась, там приподнятый Logan был доступен только в кузове универсал, которого, в свою очередь, не было у нас. Такая модельная политика была продиктована представлениями о некой особой любви россиян к седанам, во многом навязанными самими же производителями. Ошибочность этого подхода показала относительно невысокая популярность седана Vesta Cross, на который пришлась незначительная доля продаж, порядка трех процентов. Впрочем, Logan Stepway покинул нас не из-за этого, а вместе со всем модельным рядом Renault, хотя суть от этого не меняется. Похоже, класс кросс-седанов вымер окончательно, в какой-то степени переродившись в формат приподнятых купеобразных хэтчбеков типа Renault Arkana, — но это уже совсем другая история.