На юге-востоке Москвы находится Московский нефтеперерабатывающий завод, который был введен в строй в 1939 году и назывался до 1953 года «Московский крекинг-завод № 413».
Напомню, что необходимость нефтеперерабатывающего предприятия в ближнем Подмосковье (в 30-е года эта территория была Подмосковьем) была вызвана потребностями бурной индустриализации Советского Союза в 1930-е годы и, в частности, ростом количества автотранспорта. На тот момент в РСФСР функционировало всего пять НПЗ, причём все они располагались в районах нефтедобычи.
Поэтому на землях, выделенных Наркомату тяжёлой промышленности СССР в Ухтомском районе Московской области недалеко от посёлка Капотня рядом с Москвой-рекой, в феврале 1936 года было начато строительство нового предприятия — Московского крекинг-завода № 413. 1 апреля 1938 года на заводе была переработана в бензин первая тонна нефти — эта дата и считается днём рождения МНПЗ.
В 2011 году компания «Газпром нефть» приобрела 100 % всех акций, став основным владельцем, контролирующим завод. В ноябре 2011 года МНПЗ был переименован в ОАО «Газпромнефть — Московский НПЗ». После чего на заводе началась глобальная модернизация, которая недавно завершилась.
Об этой реконструкции я подробно рассказывал в своем материале, который был опубликован в 2019 году.
Завод уникален не только тем, что он — единственное такое предприятие в черте города, но и тем, что на нем работают целые династии сотрудников. Я давно снимаю на разных предприятиях и компаниях — и все они гордятся своими династиями. Как было сказано ещё в 1935 году «...мы должны прежде всего научиться ценить людей, ценить кадры, ценить каждого работника, способного принести пользу нашему общему делу. Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди».
Так, на Московском НПЗ общий стаж одной одной семьи насчитывает порядка 120 лет. Смирновы работают на заводе с 1983 года. Сначала на предприятие пришла работать Надежда Васильевна Смирнова. Она начинала как оператор котельной, но затем перевелась на фельдшера и трудилась до 2017 года — до самой пенсии. Вслед за супругой на завод пришел Евгений Константинович Смирнов, проработав 31 год. Он устроился в качестве оператора на установке, которая получала зимнее дизельное топливо. После постройки на предприятии самой большой битумной установки в Европе, Евгений Константинович перешел работать на нее. Установка управлялась уже с компьютера, для этого Смирнов прошел специальное обучение. Так, глава династии из простого рабочего превратился в старшего оператора установки
В 1999 году на МНПЗ пришел работать старший сын — Сергей, а в 2006 — Юрий. Они стали операторами на установке производства битума. По словам Юрия, работа со старшим братом в одной смене — большой плюс. Здесь же работают супруги братьев, только на других установках.
«Я сыну рассказываю, что бензин для нашей машины на нашем заводе делают. В сравнении с другими НПЗ наш - очень компактный, но современный и оснащенный по последнему слову техники», — рассказал Юрий.
Смирновы очень гордятся своей работой. Без битума сегодня никуда — его используют при строительстве каждой второй дороги столицы. А автодорожное строительство в лучшем городе идет бурными темпами. Недавно запустили важный участок Северо-Восточной хорды около моего района.
Ну а бензин, который вырабатывает Московский НПЗ, я уже много лет заливаю в свою машину.