Neom — первый в мире проект строительства 100% устойчивой туристической, экономической и социальной среды обитания в Саудовской Аравии. Сможет ли он стать прототипом городов будущего, разбираются РБК Тренды
Что такое Neom
Neom — это проект городов будущего в Саудовской Аравии, который предполагает строительство в трех регионах: Oxagon — инновационный порт на воде, Trojena — туристический курорт в горной местности и The Line — своеобразный умный город протяженностью 170 км, под поверхностью которого расположены скоростная магистраль и практически все коммуникации, а на поверхности сохранена живая природа и созданы условия, при которых все объекты инфраструктуры находятся в пешей доступности.
Планирование и строительство начали при стартовом бюджете в $500 млрд, выделенных Саудовским государственным инвестиционным фондом и при участии международных инвесторов. Первый этап проекта планируется завершить к 2025 году.
Жуау Алберту Куэлю Соуза, инженер по энергетике и окружающей среде в Alenquer green lab, эксперт по устойчивому развитию:
«Neom — это живая лаборатория устойчивого развития, ориентированная на туризм и использующая принципы экологической ответственности, которые продвигают методы устойчивой и регенеративной эволюции».
По словам авторов идеи, устойчивость и забота об окружающей среде сыграют ключевую роль в воплощении проекта, который будет функционировать за счет 100% возобновляемых источников энергии. Планируется, что Neom станет домом для людей, которые хотят стать частью построения новой модели устойчивого образа жизни, а также центром инноваций, где авторитетные мировые компании и стартапы смогут исследовать, развивать и коммерциализировать новаторские технологии.
«На протяжении всей истории человечества города строились для защиты своих граждан. После промышленной революции предпочтение было отдано автомобилям и фабрикам, а не людям. В самых развитых городах мира люди тратят годы своей жизни на поездки на работу. К 2050 году продолжительность этих путешествий удвоится. К тому времени одному миллиарду человек придется искать себе новое место обитания из-за роста выбросов CO2 и повышения уровня моря. Уже сейчас 90% людей дышат загрязненным воздухом. Почему мы должны жертвовать природой ради развития? Нам необходимо преобразовать концепцию обычного города в концепцию футуристического», — заявил Мохаммед бин Салман, наследный принц Саудовской Аравии и председатель совета директоров компании Neom.
Концепция проекта заключается в переосмыслении городской жизни и размещении всех необходимых для людей точек в пределах пешей доступности. Основные коммунальные и транспортные услуги будут интегрированы под поверхность земли, а почти вся поверхность отдана миру природы. Идеологи проекта считают, что таким образом им удастся воплотить в жизнь модель, при которой люди и дикая природа сосуществуют в гармонии.
Аскар Рамазанов, архитектор, стратег, социальный предприниматель, сооснователь компаний «Теории и практики» и AR&P, соавтор концепций DI Telegraph, «Чехов APi» и Noôdome:
«Принципы градостроительства, с которыми сейчас экспериментирует Саудовская Аравия в проекте Neom, на мой взгляд, применимы и для строительства городов на Марсе. Дизайнеры The Line, входящего в проект Neom, взяли за базу идею скоростного передвижения нового типа и расположили ее под землей, что более безопасно. Проект полностью исключает автомобили. Их заменят гиперлупы — это пневмо-трубы, где пассажирский вагон служит чем-то вроде снаряда и способен развивать скорость до 1000 км/ч. А дальше, эта транспортная линия была наложена на ландшафт, вдоль береговых линий, горных вершин и кусочка пустыни. В каждой из точек вдоль The Line планируется что-либо собирать. Воду — в горах, солнце — в пустыне, мусор для переработки — на море в порту, и так далее. Когда проект будет реализован, подобная модель, возможно, сможет быть распространена и на другие районы побережья страны».
Регион Trojena
Trojena — часть регионального плана Neom. Она будет располагаться в 50 км от побережья залива Акаба, где высота гор достигает 2600 м. Планируется, что этот туристический оазис будет отличаться огромным спектром услуг для жителей и гостей. Горный комплекс включается в себя горнолыжные трассы, интерактивный природный заповедник, пляжные застройки, искусственное пресноводное озеро, автоматизированный порт и аэропорт. Здесь же расположатся апартаменты, шале, особняки, отели и вся необходимая для комфортного отдыха инфраструктура. В целом это место рассчитано на проведение более 100 разнообразных активностей.
Регион Oxagon
По замыслу разработчиков, Oxagon станет первым в мире автоматизированным портом нового поколения. С помощью привлечения талантливых людей со всех уголков планеты, организаторы проекта надеются стимулировать разработку технологических и производственных инноваций. Планируется, что Oxagon будет самой большой плавучей конструкцией в мире, работающей на 100% чистой энергии.
«Oxagon станет промышленным центром Neom с интегрированным портом и логистическим комплексом. Это первый крупный комплекс, который воплотит в жизнь все ценности Neom: от устойчивости до крупномасштабной промышленной деятельности, такой как производство водорода и модульного строительства. Oxagon будет охватывать и космическую отрасль», — рассказывает Джошуа Штайнер, исполнительный директор Neom по развитию, партнерству и инвестициям.
В планах сделать Oxagon одним из ведущих мировых производителей «зеленого» водорода, поскольку Саудовская Аравия — это одно из немногих мест в мире, где его можно производить конкурентоспособно и в больших количествах.
Регион The Line
The Line — 170-километровая линейная городская застройка, состоящая из нескольких гиперсвязанных сообществ: пешеходные районы, объединенные с общественными парками и природным ландшафтом. Согласно замыслу, революционные технологии помогут создать пространство для жизни, где нет грязи и суеты дорожного движения.
«The Line — город с миллионным населением, нулевым количеством автомобилей и нулевым углеродным выбросом, сохранивший 95% природы нетронутой», — заявляет Мохаммед бин Салман.
Планируется, что The Line создаст 380 тыс. рабочих мест и к 2030 году внесет 180 млрд саудовских риалов в ВВП страны.
The Line будет поддерживаться физическим и цифровым уровнями инфраструктуры, полностью интегрированными под землю и содержащими основные коммунальные и транспортные услуги.
Аскар Рамазанов:
«Изначально идея заключалась в трехуровневой системе. Нижний уровень — скоростная транспортная линия. Средний — сервисный, полностью автоматизированный уровень. И верхний — это компактные районы с «пятиминутной» доступности всего необходимого. Но проект быстро видоизменился и превратился «лежачий небоскреб», внутренним устройством напоминающий космический корабль или футуристический оазис из фильма Tron и Blade Runner. Прежняя версия, видимо, была недостаточно амбициозна и на ее преобразование повлияло участие кинохудожников из Голливуда. Теперь структура The Line разделена на сектора с различной программой. В результате получится новый вид мегаполиса-здания, который будет вмещать 9 млн человек. Нижний уровень, как и прежде выделен под скоростной транспорт».
Строительство The Line, начатое в первом квартале 2021 года, стало одним из самых сложных инфраструктурных проектов в мире и частью обширных работ по развитию, которые уже ведутся в Neom.
«В Саудовской Аравии, как и в ряде других арабских стран, поняли, что нужно бороться за таланты. Им интересно, чтобы крупные передовые, инновационные компании располагались на территории этого государства. К примеру, в ОАЭ в Абу-Даби появился инновационный медиа-кластер под названием TwoFour54. Это район с очень выгодными субсидиями для международных компаний в сфере IT, игровой индустрии, технологий дополненной и виртуальной реальности. Там уже базируется большое количество международных компаний, которые и занимаются созданием новой экономики», — рассказывает Аскар Рамазанов.
Обратная сторона Neom
По данным Bloomberg, не все разделяют оптимистичные взгляды на реализацию проекта Neom. Скептики выражают сомнения в его реалистичности и говорят о политических интригах стоящих за впечатляющей идеей города будущего.
«Полное отсутствие привязки к реальности — вот, что там было продемонстрировано», — говорит о проекте Энди Вирт, американский руководитель гостиничного бизнеса, который работал над Neom в 2020 году.
Генеральный директор проекта Надхми ан-Наср оспаривает критические заявления. «Не все могут выдержать давление наших требований, и есть люди, которые уходят, потому, что с них спрашивают больше, чем они делали до этого», — говорит он.
Есть и еще один момент о котором не говорится в рекламных роликах проекта. Часть территории на которой собираются построить город будущего, является домом для племени хувайтат, на протяжении поколений населяющего Саудовскую Аравию, Иорданию и Синайский полуостров. По меньшей мере 20 тыс. членов этого племени столкнулись с вынужденным выселением по причине строительства Neom, и пока нет никакой информации о том, где они будут жить в будущем.
«Neom строится на нашей крови и на наших костях, — говорит Алия Хайел Абутия аль-Хувайти, активистка и член племени, проживающая теперь в Лондоне. — Это определенно не для людей, которые там уже живут! Это для туристов, людей с деньгами. Но не для коренных жителей».
Член консультативного совета Neom Али Шихаби заявил Guardian, что перемещенные члены племени получат компенсацию: «Практика в Саудовской Аравии такова, что люди должны смириться с тем, что происходит. Обычно они так и делают, потому, что у правительства есть традиция щедро компенсировать». При этом он уточнил, что не знает, сколько членов племени получат компенсацию и когда.
Между тем, в сети уже появился ролик, на котором видно, что реализация проекта Neom началась.