Минувшую среду, 26 октября, канцлер Германии Олаф Шольц провел в Париже, куда совершил рабочий визит, в ходе которого состоялись его переговоры с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Во Францию Шольц летел не для этого: традиционно, с 1963 года, в конце октября проводились ежегодные заседания франко-германского совета министров, символической встречи с участием президента Франции и канцлера Германии и некоторых министров двух правительств, которая подтверждала в современной истории сотрудничество самых влиятельных государств Евросоюза и подчеркивала политическое единство Франции и Германии.
Но анонсированное накануне заседание не прошло. Это произошло впервые с 1963 года. Вместо этого лидеры государств провели переговоры в один на один в Елисейском дворце, в ходе которых речь шла о преодолении разногласий, возникших в последние годы между двумя государствами. Об итогах переговоров Олаф Шольц написал в своем Twitter: «…. разговор был хорошим и важным. Он был посвящен энергообеспечению в Европе, росту цен и совместным оборонным проектам. Германия и Франция тесно работают вместе и вместе отвечают на вызовы».
По каким причинам заседание франко-германского совета министров впервые было перенесено?
Формальной причиной была названа необходимость «согласования двухсторонних вопросов» по инициативе президента Франции. Что именно согласовали, официальной информации пока нет, но остановимся на проблемах, решение которых в Париже и Берлине видят по-разному.
Что касается энергообеспечения, то Германия была сторонницей строительства газопровода MidCat, который бы связывал Францию и Испанию через Пиренейские горы, но президент Франции договорился с Испанией и Португалией о строительстве трубопровода, который будет поставлять водород или, в экстренных случаях, природный газ из Барселоны в Париж по дну моря, что становится альтернативой MidCat. Также разнятся взгляды Парижа и Берлина на перспективы дальнейшего использования атомных электростанций, работу которых в Германии возобновят.
Второй пункт разногласий — рост цен на электрическую и тепловую энергию в связи с подорожанием газа. Германское правительство решило дополнительно выделить предприятиям 200 млрд. евро для компенсации расходов на подорожавшие электроэнергию и газ, предварительно не проинформировав об этом своих партнеров по ЕС. К тому же, в Германии скептически относятся к идее установления «потолка цен» на российские углеводороды. Масштабные финансовые вливания в германскую экономику, по мнению Парижа, создадут для Германии конкурентное преимущество перед другими экономиками ЕС. Макрон еще в 2017 году обвинял Меркель в большей заботе о своей стране, а не о благополучии единой Европы. Сейчас он мог обвинить и Шольца в подобном эгоизме.
Как оказалось, в Берлине только говорят о совместной оборонной политике, а на самом деле, по мнению французов, Германия действует в одиночку. Летом на саммите НАТО в Мадриде Германия заключила с двенадцатью государствами, без участия Франции, естественно, договор о совместном проекте в области ПВО European Sky Shield Initiative, мотивируя тем, что Франция до этого сотрудничала с Италией по совместному проекту противоракетной обороны. Так, Германия и Франция по-разному видят проблемы собственной и общеевропейской безопасности.
Германия уже выделила дополнительно 100 млрд. евро на нужды бундесвера, а во Франции считают, что упор нужно делать на общеевропейские совместные оборонные проекты.
Германия и Франция, считающие себя лидерами Евросоюза, должны выработать консенсус, чтобы у остальных государств ЕС не было сомнений в общеевропейской солидарности. Или сделать вид, что пришли к согласию, так ничего и не решив.
Перенесение на январь следующего года традиционного символического ежегодного франко-германского действа только подтверждает мысль о мнимом единстве Евросоюза, который готов разойтись по швам.
Автор: Александр Черный