Найти тему
ИНОСМИ

Oil Price: уголь и газ в Польше подорожали, страну ждет холодная зима

  © РИА Новости Александр Кряжев
© РИА Новости Александр Кряжев

Для перехода на возобновляемые источники энергии у Польши нет денег, да и случится это нескоро. При этом дальнейшая зависимость от угля никаких проблем не решит, пишет Oil Price. Совсем скоро страна окажется во власти долгой и холодной зимы.

Хейли Заремба (Haley Zaremba)

Польша, одна из самых зависимых от угля стран мира, медленно и неуклонно двигалась к декарбонизации. В 2010 году на уголь приходилось 86,6% ее энергетического баланса. В 2021 году его доля упала до 70,8%. С одной стороны, этот большой прогресс заслуживает похвалы. С другой, 70,8% — это по-прежнему очень и очень много. Кроме того, это серьезное препятствие как для целей Европейского союза по декарбонизации, так и для мировых задач, поставленных в 2015 году Парижским соглашением.

По прогнозам и планам Европейского союза добиться климатической нейтральности к 2050 году сейчас самое время удвоить усилия по декарбонизации и вложить значительные средства в возобновляемые источники энергии. Такой переход оказался бы для Польши непростым при любом сценарии, однако конфликт на Украине осложнил задачу еще больше. Хотя Польша — один из крупнейших в Европе производителей угля, в последние годы эта восточноевропейская страна все сильнее зависит от дешевого российского импорта. Перебои с поставками, за которыми последовали санкции против российского угля в ответ на российскую спецоперацию, сделали Польшу особенно уязвимой к энергетическому кризису и скачку цен. Из-за страха дефицита некоторые поляки даже выстаивали в очередях за углем по несколько дней, лишь бы хватило на зиму.

Более того, в планы Польши по отказу от угля входил природный газ: предполагалось, что он обеспечит переход от грязнейшего вида ископаемого топлива к возобновляемым источникам с пониженным уровнем выбросов. Однако теперь, когда энергетический сектор всей Европы постиг кризис, а российский "Газпром" пригрозил ограничить экспорт еще сильнее, природный газ перестал быть доступной альтернативой для польских рынков. Сегодня польское правительство изо всех сил разрабатывает рабочий план "Б". "На фоне экономического спада и усугубляющейся энергетической бедности есть риск, что энергетический переход замедлится, если не прекратится полностью", — говорится в недавнем докладе польского отделения Ernst & Young.

В докладе, подготовленном по заказу Польской ассоциации электроэнергетики, прогнозируется, что преобразование угольного сектора страны может обойтись к 2030 году в 135 миллиардов евро — причем эта цифра становится все менее доступной, поскольку закрома энергетических компаний на проблемном европейском рынке постоянно пустеют. Как предупреждает доклад Ernst & Young, "чрезмерное сокращение маржи предприятий энергетического сектора на реализацию защитных мер замедлит темпы перехода из-за сокращения инвестиций".

Но даже с сугубо финансовой точки зрения уголь перестал быть дешевым вариантом, и в результате польская экономика застряла между молотом и наковальней. Кроме того, постоянная зависимость от угля чинит серьезные препятствия польским компаниям в поиске инвестиционных долларов для перехода на более чистые альтернативы, ведь им по-прежнему приходится приобретать дорогостоящие квоты в рамках схемы ЕС по торговле выбросами при выработке энергии, а финансовые учреждения все меньше готовы поддерживать компании, в чьи портфели входит ископаемое топливо, отмечается в статье Euractiv.

Хотя найти деньги для перехода на возобновляемые источники энергии Польше будет непросто, дальнейшая зависимость от ископаемого топлива никаких проблем явно не решит. Однако польские политики сопротивляются масштабным инвестициям и отказываются провозгласить решительный переход на возобновляемую энергию. Вместо этого Польша подошла к декарбонизации несистемно, предприняв шаги в нескольких направлениях сразу, — от увеличения доли возобновляемых источников и инвестиций в зеленый водород до поиска инвестиционных партнеров для строительства своих первых ядерных реакторов. При этом все эти меры находятся в зачаточном состоянии, и чтобы занять значительную долю в энергетическом балансе страны потребуются годы. В краткосрочной же перспективе Польшу ждет долгая и холодная зима.

Оригинал статьи