Если бы вы могли сыграть одно музыкальное произведение, которое будет бесконечно звучать во всей Вселенной, снова и снова, что бы это было? Это было бы «4′33″» — произведение американского композитора Джона Кейджа, 1952 года. Джон Кейдж (1912 - 1992) был композитором, имевшим двойственное отношение к музыке.
Он начал заниматься музыкой, искусством и литературой с детства. В начале 1930-х годов он решил, что хочет стать композитором. Поэтому он разыскал человека, которого считал величайшим композитором в мире того времени: австрийского мастера — эмигранта Арнольда Шёнберга (1874 - 1951). Позже он выразился примерно так: «Когда вам нужны ответы, вы идёте к президенту компании».
Шёнберг принял Кейджа в своем доме в Санта-Монике, Калифорния, выслушал Кейджа и сказал ему, сколько будут стоить уроки. Кейдж ответил, что не может позволить себе цену Шёнберга. Шёнберг сказал ему: «Если ты пообещаешь посвятить всю свою жизнь музыке, я научу тебя бесплатно». Кейдж пообещал, и в результате два года учился у Шёнберга.
Со временем Кейдж начал чувствовать, что путь Шёнберга не соответствует его собственному пути, и всё меньше и меньше интересовался «самовыражением». Кейдж на почти мистическом уровне чувствовал, что музыка — это то, что «происходит», и что работа композитора состоит в том, чтобы избавиться от собственного эго и позволить «этому» случиться. Справедливо будет сказать, что Шёнберг был бы совершенно не согласен с ним. Его единственное зафиксированное мнение о Кейдже как о музыканте заключалось в том, что Кейдж «был не композитором, а изобретателем... Гениальным».
Затем Кейдж увлёкся буддизмом и написал, вероятно, свою самую успешную «традиционную» музыку — сонаты и интерлюдии для подготовленного фортепиано.
Видео: «John Cage - Sonata V (from Sonatas and Interludes) - Inara Ferreira, prepared piano».
Со временем Кейдж увлёкся тишиной. Он понял, что никогда в жизни не слышал абсолютной тишины, но есть место, где её якобы можно услышать: безэховая камера в Гарвардском университете. Это просто означает «без эха»: камера представляет собой звуконепроницаемую коробку, стены которой облицованы таким образом, что весь звук поглощается ими, и ничего не отражается. Кейдж решил войти в неё, чтобы наконец-то услышать тишину. Вот что произошло, по его собственным словам.
Я услышал два звука, один высокий и один низкий. Когда я описал их ответственному инженеру, он сообщил мне, что высокий звук — это моя работающая нервная система, а низкий — моя циркулирующая кровь.
В результате осознание того, что тишины в природе не существует, и вдохновило Кейджа написать «4′33″».
Произведение состоит из трёх частей. В каждой части есть только одна инструкция, и она каждый раз одна и та же: «Tacet». В музыкальных терминах это означает «молчать, ничего не играть». Итак, это музыкальное произведение, в котором исполнитель ничего не играет вообще.
Все звуки, которые вы услышите во время выступления, и будут считаться музыкой. Потому что, как считал Кейдж, любой звук можно воспринять как музыку, если вы находитесь в правильном состоянии. Итак, это идеальное музыкальное произведение, которое можно слушать бесконечно во всей Вселенной снова и снова...
Эта пьеса не будет конфликтовать ни с чем другим. Буквально — она не будет конфликтовать с любой другой музыкой, исполняемой одновременно с ней. И, в отличие от любой другой музыки, она никого не замучает повторами.
По материалам поста Alex Johnston, который представился как «писатель, редактор, отец, ирландец, музыкант и иммигрант».