«Верещагин не просто только художник, а нечто большее...»
(Крамской И.Н.)
Василий Васильевич Верещагин относится к числу наиболее прославленных русских художников. Масштаб его творческой личности восхищал современников и продолжает удивлять сегодня. Одни называли его «гениальным представителем реализма», «великим живописцем», другие – «возмутителем, космополитом, развратителем народа», третьи – «нигилистом» и «революционером». Его сложная и многогранная натура, его жизнь и деятельность разрушали все существующие стереотипы.
Художник Михаил Нестеров так описывал свои впечатления от знакомства с Верещагиным: «Голос Василия Васильевича был резкий, металлический, тонкий, неприятный. Но речь живая, образная, увлекательная. Привычка, чтобы его слушали, сказывалась тотчас же… Он весь был полон собой, своим прошлым и настоящим. Хотя и был он с головы до ног художник, но он был в то же время этнограф, военный корреспондент и прочее. Его, не скажу, образованность, а осведомленность была огромная. Он говорил свободно обо всем. Говорил умно, дельно. Из всей беседы нашей я вынес впечатление, что я провел время на редкость интересно, что мой собеседник, несмотря на самовлюбленность, во всем оставался большим человеком, таким же и художником, правда, далеким от современных ему художников».
Потомок столбовых дворян, Василий Верещагин получил хорошее военное образование, владел тремя иностранными языками, но вопреки воле отца отказался от карьеры морского офицера и занялся живописью. Вышел в отставку и в 18 лет поступил «на казенный кошт» в Академию художеств, где приобрел серьезные навыки академического рисунка. Свое художественное мастерство в дальнейшем совершенствовал во Франции и в Германии.
Начало художественного пути Верещагина совпало с его первыми путешествиями в Париж, на Кавказ. «Много ездил, – записал он в автобиографии, – рано понял, что железные дороги и пароходы на то и созданы, чтобы ими пользоваться… Путешествие признаю великою школою – много видел и слышал и имею сказать много. Говорил, рисовал и писал с искренним намерением поведать другим то, что узнал сам». Из каждой поездки художник привозил этюды с натуры, зарисовки, ставшие ценным материалом для работы над картинами. Его кипучая натура искала ярких эмоций, экзотики, опасных приключений.
В 1867 году Верещагин попал в Туркестан, где стал свидетелем и участником жесточайшей войны. Одной из причин, побудивших художника поехать туда, было страстное желание увидеть войну вблизи, «без румян и белил». Жестокость, варварство, человеческие страдания, массовая гибель людей полностью изменили его представления о ней. Верещагин брался за винтовку, оставляя свое главное «оружие» – карандаш и кисти, и сражался плечом к плечу с русскими солдатами. Несмотря на его молодость, офицеры уважительно обращались к нему: «Василий Васильевич», – солдаты прозвали «Выручагиным». За отвагу и мужество, проявленные при обороне Самаркандской крепости, Верещагин был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени – единственная награда, которую он принял и с гордостью носил до конца жизни.
Впоследствии «человек на войне» становится главным персонажем его полотен, через несколько лет принесших их создателю всероссийский успех и мировое признание. Картины Верещагина, представлявшие собой художественные документы, правдивые и объективные свидетельства очевидца, подчеркивавшие нелепость и преступность войны, вызывали в обществе настоящую бурю эмоций и обсуждений.
Правда, отрицание насилия и войны как явления, противного разуму человечества, были сутью его творчества и самовыражения, его жизненной позицией. В этом нельзя не заметить духовного родства В.В. Верещагина с великим русским писателем Л.Н. Толстым. Об их сходстве писал и знаменитый критик, друг живописца, В.В. Стасов: «…оба они давно не веруют в идеальности битв и неумолимо рисуют всю их оборотную сторону, потому что видели ее собственными глазами и потрогали собственными руками. Изображение правды, и только одной неподкрашеной правды – самое высочайшее достоинство их обоих». Пацифистские взгляды Верещагина, боевого офицера, художника-баталиста, импонировали многим, а европейская общественность обсуждала возможность выдвижения его кандидатуры на Нобелевскую премию мира.
И все-таки война и все происходящее на ней были для Верещагина лишь одним из средств художественного выражения. Главной же целью был человек и окружающий его мир. Стремясь «учиться по живой летописи истории мира», он объездил Среднюю Азию, Закавказье, Китай, Цейлон, Соединенные Штаты, Кубу, забирался в отдаленные места Гималаев и Тибета. В своих рискованных путешествиях Верещагин всегда умел найти новый, никем не тронутый до него материал, темы культурного интереса. Много работал в области исторической тематики, создав впечатляющий цикл произведений об Отечественной войне 1812 года.
Не менее активно занимался Верещагин литературным творчеством. В 1894 году увидела свет его повесть «Литератор», которую благосклонно встретила и публика, и критики; в печати регулярно выходили его рассказы, публиковались статьи, в которых он рассуждал на самые злободневные темы.
Весьма интересными для читателей стали наблюдения художника о старинных деревянных церквах, собранные в изданиях «На Северной Двине» и живые характеристики своеобразных русских типов, содержащиеся в «Иллюстрированных автобиографиях незамечательных русских людей». Его перу принадлежит ряд исторических исследований. В частности, при создании своей «Наполеоновской серии» Верещагин так увлекся фигурой Бонапарта и событиями Отечественной войны 1812 года, что «не удержался» и написал книгу «1812: Пожар Москвы; Казаки; Великая армия; Маршалы; Наполеон I». Больше всего в литературном отношении он был известен как автор путевых очерков и отчетов о посещении разных стран.
Верещагин стал, пожалуй, единственным русским художником своего времени, который добился значительного признания и славы на Западе. Выставки его картин объездили весь мир. При жизни художника их состоялось более семидесяти: одна треть – в России, остальные – в странах Европы и США. Большой, а нередко сенсационный успех сопровождал их не только на Родине, но и за рубежом.
Русско-японская война застала В.В. Верещагина за работой над начатыми картинами; он все оставил и, по выражению И.Е. Репина, «полетел» на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и рассказать о них в своих произведениях. Прославленный художник погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве флагманского броненосца «Петропавловск» у Порт-Артура. «Весь мир содрогнулся при вести о трагической гибели В. Верещагина, и друзья мира с сердечной болью говорят: „ушел в могилу один из самых горячих поборников идеи мира“. Макарова оплакивает вся Россия; Верещагина оплакивает весь мир», – писали «Санкт-Петербургские ведомости».
Небольшой фонд В.В. Верещагина (ф. 718) поступил в ЦГЛА (ныне РГАЛИ) еще в 1941 г. вместе с другими материалами, переданными из Гослитмузея. Наиболее примечательными документами фонда является акварельный рисунок Верещагина «Городской мотив» и его фотопортрет с дарственной надписью неустановленному лицу. Рукописи представлены подготовленным к печати дневником «По Средней Азии (записки художника 1887-1888)» и статьей «Из записной книжки», напечатанной в газете «Новости». Все биографические материалы касаются его благотворительной деятельности. Известно, что часть сборов от продажи билетов он перечислял на разные благотворительные нужды. Например: «Письма вице-председателя Общества вспомоществования студентам Санкт-Петербургского университета О.Ф. Миллера, вице-председателя Русского Географического общества П.П. Семенова–Тян-Шанского и др. с просьбами об отчислении дневного сбора с выставки картин в фонд этих организаций», «Письмо председателя Главного управления Общества Красного Креста с благодарностью за пожертвованные в фонд Общества деньги», «Список обществ, приславших В.В. Верещагину просьбы об отчислении дневного сбора с выставки его картин в пользу этих обществ» и др.
Кроме того, фотографии, письма, рисунки Верещагина, воспоминания о нем хранятся в фондах искусствоведа А.К. Лебедева, писателя Д.В. Григоровича, историка искусства И.И. Лазаревского, литературоведа Ю.Г. Оксмана и др.
Г.И. Терехова,
главный специалист РГАЛИ