Найти тему
Кино и книги

"Вспоминая октябрьские дни": 3 забытых советских фильма о революции

Здравствуйте читатели! В связи с очередным юбилеем Великой Октябрьской социалистической революции (не знаешь как считать: 25-26 октября уже прошло, а 7 ноября еще не наступило) предлагаю вспомнить несколько советских фильмов об этом эпохальном событии.

Они рассказывают, главным образом, не о вождях (хотя главные деятели революции в них иногда появляются), а о тех, кто оказался захвачен революционным вихрем, ведая о нем или нет.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Первый посетитель" 1965 г.

У Степана Шубина год назад для военных нужд реквизировали мерина и оставили расписку на получение денежной компенсации. С тех пор Степан успел побывать в окопах, но теперь демобилизован и решил деньги стребовать и новую лошадь купить, а то не успеешь оглянуться, как пахать пора.

И вот Шубин обивает пороги присутственных мест в Петрограде, придерживая за пазухой шмат сала: подмазывать начальство, но пока еще не продвинулся дальше швейцаров. Одновременно он торгует лошадь у земляка, извозчика, собирающегося в деревню с накопленными деньгами.

Кадр из фильма "Первый посетитель". В кулуарах министерства. Стычка чиновника Велихова и озлобленным фронтовиком.
Кадр из фильма "Первый посетитель". В кулуарах министерства. Стычка чиновника Велихова и озлобленным фронтовиком.

А вокруг опять какая-то суета: броневики ездят, солдаты куда-то на грузовиках отправляются, пулеметы таскают. Вот один парень, рабочий в кепке, пулемет на веревке тащит как корову и приемник от него потерял. Непорядок, придется вмешаться.

Этот фильм - одна из ранних работ режиссера Леонида Квинхидзе, впоследствии прославившегося постановками водевилей и музыкальных фильмов. Может быть потому он далек от всякого пафоса и смотрится естественно и непринужденно. Впрочем, в нем есть и трагические моменты.

Сцена, в которой пожилой извозчик (Борис Чирков) чуть не под топор лезет вслед за своей лошадью, забитой на котлеты, исполнена истинного драматизма, как и эпизод неожиданной гибели одного из самых симпатичных героев. И, рядом с этим, - забавные штрихи.

Например, появление, вслед за вражеским броневиком, революционных бойцов на велосипедах и с красным знаменем. Или эпизод с кошкой, чующей сало в мешке Шубина, находящегося в гостях и разрывающегося между желанием сохранить ценную взятку и обычаем делиться харчами в трудные времена.

Кадр из фильма "Первый посетитель". Шубин в городе.
Кадр из фильма "Первый посетитель". Шубин в городе.

Персонаж Степана Шубина - главная удача картины. Одна из немногих главных ролей Юрия Дубровина. Актеру удалось показать не только органичность образа, но и внутренний духовный рост своего героя.

Вообще в фильме прекрасный актерский ансамбль и много неожиданных интересных работ. Иннокентия Смоктуновского в роли Владимира Ильича Ленина я узнала только по голосу. Как замечательно работали гримеры! Руфина Нифонтова, играющая Александру Коллонтай, интеллигентно красива.

Кадр из фильма "Первый посетитель". Александра Коллонтай (Руфина Нифонтова). Не пускают красного министра в министерство вместе с Шубиным.
Кадр из фильма "Первый посетитель". Александра Коллонтай (Руфина Нифонтова). Не пускают красного министра в министерство вместе с Шубиным.

Героя Игоря Ясуловича, рабочего Гришу, невозможно не полюбить: в нем уже проглядывается образ душевно тонкого Бертолета из фильма "Обратной дороги нет". Игорь Горбачев - царский чиновник Велихов, скользкий и коварный под внешним добродушием и либеральной болтовней. В ярком эпизоде появляется неповторимая Фаина Раневская.

В остальных ролях: Алиса Фрейндлих (Таня), Александр Попов (молодой чиновник Лавров), Павел Панков (швейцар), Сергей Филиппов (делопроизводитель), Федор Никитин (казначей) и другие.

"И был вечер, и было утро..." 1970 г.

Сюжет фильма переносит нас на Балтику в Кронштадт, в канун революционных событий. В семье капитана первого ранга Берсенева - настоящий разлом. Сам Евгений Иванович Берсенев и его старшая дочь Татьяна сочувствуют революции, понимая скопившуюся в народе ненависть к правящим классам, и пытаются своим поведением доказать, что и в среде дворянской интеллигенции есть достойные люди.

Кадр из фильма "И был вечер, и было утро...". Татьяна Берсенева (Светлана Жгун),
Кадр из фильма "И был вечер, и было утро...". Татьяна Берсенева (Светлана Жгун),

Зять Берсенева, морской офицер, Леопольд Штубе пылает злостью к тем, кто покусился на его привилегии. Он видит в матросах и, вообще, в народных массах, только завистливое и жадное быдло, которое надо загнать обратно в хлев. За спиной тестя, в его квартире, Леонид принимает офицеров-заговорщиков, готовящих взрыв направляемого на помощь Петрограду крейсера "Заря" (в названии которого, прозрачно считывается знаменитая "Аврора").

Между тем экипаж "Зари", после участия в демонстрации, расстрелянной войсками Временного правительства, кипит анархическими настроениями и временами готов побросать за борт всех офицеров без разбора.

Волну стихийного бунта старается сдержать председатель судового комитета матрос Артем Годун, ценящий сотрудничество Берсенева и неловко скрывающий влюбленность в Татьяну, что, разумеется, добавляет раздражения ее мужу. Словом, обстановка и в семье Берсеневых, и на крейсере раскалена так, что взрыв, реальный или фигуральный, приближается.

Кадр из фильма "И был вечер, и было утро...". Артем Годун (Михаил Голубович).
Кадр из фильма "И был вечер, и было утро...". Артем Годун (Михаил Голубович).

Фильм, поставленный по мотивам пьесы Бориса Лавренева "Разлом", использует в названии библейскую строку, отсылающую, по смыслу, к созданию мира. Творение нового мира в руках его героев. Разламываются привычные отношения, рождаются новые и так легко ошибиться, перепутав друзей и врагов.

Немного о музыке в картине. В титрах единственным композитором заявлен Андрей Эшпай и мы имеем удовольствие слышать его прекрасный вальс в начале фильма, но там также звучит песня Юлия Кима "Думы покаянные". Ее поют на вечеринке мичманы (Юрий Каморный и Александр Кайдановский). Как всегда, Кайдановский - офицер, на этот раз морской, и, разумеется, офицеры поют под гитару!

Другая узнаваемая традиция советского кино - матросы-анархисты. Вот как-то пехота, она всегда состоит из обстоятельных крестьян, туго, но верно переходящих на сторону большевиков, а матросы- недисциплинированные анархисты! Конечно не все, но такие в советских фильмах часто присутствуют: Вожак в "Оптимистической трагедии", герой Алейникова в "Александре Пархоменко", матрос Володя (Сергей Никоненко) в "Красной площади".

В этом фильме есть очень романтично настроенный матрос-анархист в исполнении Анатолия Елисеева и его подпевала, которого играет Вячеслав Невинный. Оба - милейшие люди, хотя, иногда, вреда от них больше, чем пользы.

Главные герои в фильме, и положительные, и отрицательные, по какой-то парадоксальной причине почти все работают не в своем амплуа. Михаил Голубович, вечный киношный бандит и злодей, снялся в роли матроса-большевика Артема Годуна и, надо признать, выглядит сурово, но привлекательно.

Юрий Соломин, со своим приятно-интеллигентным правильным лицом, играет контрреволюционера Леопольда Штубе, что невольно заставляет прислушиваться к позиции его героя. Борис Кудрявцев, прославившийся персонажами из народа, выступает в образе капитана крейсера. Евгений Матвеев - и тот офицер-заговорщик. Один Кайдановский в привычном амплуа, но совсем без слов.

Очаровательная Елена Соловей порхает по сюжету в образе Ксении, легкомысленной младшей дочери Берсенева, а вот Светлана Жгун в роли ее старшей сестры Татьяны выглядит, по-моему, как-то пресно, хотя и является центром страстей.

Кадр из фильма "И был вечер, и было утро...". Поручик Полевой (Борис Хмельницкий) и Ксения Берсенева (Елена Соловей). Продал девушке за поцелуй военную тайну, ловелас.
Кадр из фильма "И был вечер, и было утро...". Поручик Полевой (Борис Хмельницкий) и Ксения Берсенева (Елена Соловей). Продал девушке за поцелуй военную тайну, ловелас.

Картину часто сравнивают с двухсерийным фильмом-спектаклем БДТ "Разлом", обычно не в ее пользу. Действительно, с телеспектаклем 1952 года соревноваться трудно. Там замечательно передана дореволюционная атмосфера дворянской семьи и даже дикция актеров отличается в выгодную сторону, но по динамике выигрывает все-таки фильм и он, по крайней мере, неплох.

В картине снимались также: Кира Головко (жена капитана Берсенева), Борис Хмельницкий (поручик Владимир Полевой), Федор Одиноков (боцман Еремеич), Степан Бубнов (боцман Швач), Евгений Лебедев (адмирал), Николай Крюков (морской офицер) и другие актеры.

"Правда" ("Тарас Голота") 1957 г.

Следующий фильм переносит нас в окопы Первой мировой войны. Перепаханное воронками поле боя. Солдаты в передышке между боями занимаются каждый своим делом. Кто поет популярную в то время песню "Горные вершины, я вас вижу вновь, карпатские долины - кладбища храбрецов", кто пишет письма домой надеясь на то, что скоро война закончится и дадут, наконец, землю.

Третья бессмысленная атака в день вызывает взрыв негодующих настроений. Чванливое поведение офицера и выстрел в солдата, покинувшего позиции, подливает масла в огонь и главный герой фильма украинец Тарас Голота дезертирует с фронта и возвращается домой.

Кадр из фильма "Правда". Тарас Голота (Михаил Егоров).
Кадр из фильма "Правда". Тарас Голота (Михаил Егоров).

Там он поднимает земляков на раздел помещичьей земли, но все кончается плохо. Местный землевладелец, пан Чубатенко, вызывает казаков, служащих Временному правительству. Погибает от пули мать Тараса, другие сельчане, а его, взятого под арест, секут нагайками.

Очень интересный момент: землю делить идут с красным флагом и церковными хоругвями и как раз хоругвеносца убивают.

Похоронив мать и отлежавшись бывший фронтовик отправляется в Киев, искать правду, а управление там, накануне революции, представляет смутное троевластие: и администрация Временного правительства, и Центральная Рада, и образовавшиеся после Февральской революции Советы. Причем Киевский совет рабочих и солдатских депутатов возглавляет Георгий Пятаков, небрежным отношением к национальному вопросу играющий на руку Раде.

Кадр из фильма "Правда". Политические дебаты Ленина (Глеб Юченков) и Пятакова (Александр Дубов).
Кадр из фильма "Правда". Политические дебаты Ленина (Глеб Юченков) и Пятакова (Александр Дубов).

Фильм по одноименной пьесе Александра Корнейчука, отчасти затрагивая Октябрьское восстание в Петрограде, посвящен событиям тех же дней в Киеве и предварительной расстановке враждующих сил.

В нем задействовано много исторических персонажей: Ленин, в исполнении Глеба Юченкова, сражающийся в диалогах с Пятаковым (Александр Дубов), молодой красивый джигит товарищ Сталин (Андро Кобаладзе), вставляющий замечания с грузинским акцентом, почти забытые лидеры Центральной Рады Винниченко и Грушевский, карикатурные Керенский и Петлюра. Временами картина напоминает иллюстрацию к "Краткому курсу истории ВКП (б)".

Да, штампы и идеологические условности присутствуют, но все же снято ярко, красиво, добротно и музыкально, как это свойственно киностудии им. Довженко. Исторические личности изумляют портретным сходством (за исключением красавца Сталина), душевно играет главного героя Михаил Егоров.

Запоминаются своими яркими ролями пьяный с горя железнодорожник Иван Иванович (Николай Яковченко) и Михаил Пуговкин в юмористически окрашенной роли забытого краскома Гражданской войны Боженко.

В фильме также снимались: Павел Киянский (большевик Кузьма Рыжов), Нина Кукушкина (Наташа Рыжова), Александр Ануров (Феликс Эдмундович Дзержинский), Анатолий Каневский (Анатолий Васильевич Луначарский), Юрий Мажуга (солдат Вася), Виктор Добровольский (пан Чубатенко), Юрий Лавров (Симон Петлюра), Ярослав Геляс (А.Ф. Керенский) и другие.

Заканчивая свой обзор, желаю всем приятного просмотра! Не забывайте заглядывать в более ранние подборки, если вы их не читали. Предыдущая статья на похожую тему: "Господа офицеры и просто мужики": 3 забытых советских фильма о гражданской войне".

-10

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц