Найти тему
Труд Черноземья

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 4. Глава 2.

Дева Мария. Художник Пьер Клод Франсуа. Париж. 1834 год. Открытые источники.
Дева Мария. Художник Пьер Клод Франсуа. Париж. 1834 год. Открытые источники.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.

Продолжаю повествование о детстве Приснодевы.

«Шли месяцы, и исполнилось ребенку два года. И сказал Иоаким: «Отведем ее во храм Господний, чтобы исполнить обет обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден» (Протоев. Иакова).

И далее последовало событие, впоследствии ставшее одним из самых странных христианских праздников. Почему я употребляю слово «странный»? Потому что он основан не на евангельском повествовании, а на предании, в свою очередь, базирующемся на апокрифах, то есть не допущенных в канон сочинениях.

Имеется в виду Введе́ние во храм Пресвято́й Богоро́дицы — христианский праздник о том, что родители Приснодевы, святые Иоаким и Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь в Иерусалимский храм. Событие не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифов.

В Православной церкви Введение принадлежит к числу двунадесятых праздников, в Католической церкви имеет ранг «память».

Православные церкви, использующие юлианский календарь, в том числе Русская, а также Украинская грекокатолическая (в пределах Украины), старообрядцы и некоторые иные празднуют Введение 21 ноября (4 декабря). Католическая и Православные церкви, использующие новоюлианский календарь, отмечают его 21 ноября по новому стилю.

Лестница на Храмовою гору. Южные ступени. Открытые источники.
Лестница на Храмовою гору. Южные ступени. Открытые источники.

Наверху показана древняя лестница, по которой молящиеся поднимались на Храмовую гору с юга. Она ведёт к Тройным воротам, через которые проход вел прямо на площадь перед Храмом. Ворота сейчас замурованы. Но, по преданию, Богородица проходила именно через них.

О событиях, послуживших основой для этого праздника, сообщают несколько апокрифов: греческое «Протоевангелие Иакова» (150 год) и латинское «Евангелие Псевдо-Матфея» (конец VI—IX века). Данные источники отличаются в деталях.

«Евангелие Псевдо-Матфея». Открытые источники.
«Евангелие Псевдо-Матфея». Открытые источники.

Есть также более поздние рассказы о Введении, очень кратко перетолковывающие «Протоевангелие Иакова», в «Минологии Василия II» (конец X века) и в «Синаксаре Константинопольской церкви» (X век). Начиная с IX века появляется еще целый ряд сочинений христианских авторов, повествующих о данном событии: Георгия Никомидийского; Феофилакта Болгарского; неизвестного автора (в разных рукописях стоят разные подписи: Андрей Критский; Георгий Никомидийский; Евфимий, патриарх Терновский); Германа, архиепископа Константинопольского; Тарасия, архиепископа Константинопольского; а также неизвестного автора, помещённое в «Великий Синаксарь». Перечисленные сочинения были к середине XVI века не только переведены на славянский, но и собраны в одной книге и помещены митрополитом Макарием в «Великие четьи-минеи». Кроме того, две омилии на «Введение» написал Григорий Палама, но эти опусы переведены на русский язык в более позднее время.

«Великие четьи-минеи». Открытые источники.
«Великие четьи-минеи». Открытые источники.

Согласно данным источникам, когда перед зачатием Богородицы её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, то она дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители решили выполнить своё обещание:

«И вот исполнилось ребёнку три года, и сказал Иоаким: «Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажжёнными [светильниками], чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своём храм Господень» (Протоев. Иакова).

В Храме Марию встретил первосвященник (по преданию, это был Захария, будущий отец Иоанна Предтечи) со множеством жрецов. Родители поставили девочку на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Согласно «Евангелию Псевдо-Матфея»:

«…когда она была поставлена перед храмом Господа, она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении».

Введение во храм Пресвятой Богородицы (икона, XVI век). Открытые источники.
Введение во храм Пресвятой Богородицы (икона, XVI век). Открытые источники.

Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Святая Святых, реконструкция. Открытые источники.
Святая Святых, реконструкция. Открытые источники.

Продолжение биографии Мариам – в следующей части. Пока же представлю вниманию читателей псалом 104 на иврите.

Псалом 104 (в сокращении):

  • «Благослови, душа моя, Господа! Господь, Бог мой, Ты беспредельно велик; в великолепие и величие
  • Ты облачен! Он укутал [мир] в свет, как в ман-
  • тию, натянул небеса, как шатер. Он воды положил крышей верхнего этажа, сделал тучи колесни-
  • цею Своей, несущейся на крыльях ветра. Он бури делает посланцами Своими, огонь пылающий —
  • прислугой Своей. Он на века установил землю
  • на неколебимых основаниях ее. Ты покрыл ее
  • покрывалом вод, над горами воды стояли! От окрика Твоего понеслись они, от гласа Твоего
  • громового стремглав побежали. Поднялись горы, опустились долины в места, установленные для
  • них, Ты установил им пределы непреодолимые, ю чтобы вновь не покрыли они землю. Ты собираешь и источники в реки, текущие между гор. Пьют из них звери полевые, дикие звери утоляют жажду…»

Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.

Юрий Пульвер

Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3597/

Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.

Продолжение следует

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Цикл Тайная Вечеря»