Найти тему
ПиПси

«Боюсь, что вся уделаюсь...»: страх принятия пищи в публичных местах (+ метод для доступной самопомощи с примером использования)

Друзья, вам бывает неловко, когда вы сидите в кафе, ресторане, в компании, на корпоративе или в фуд-зоне торгового центра, кушаете что-то с аппетитом и замечаете, что другие люди на вас смотрят (смотрят просто так, например, ожидая свою очередь, чтобы сделать заказ, или от скуки, или на «автомате» наблюдая за людьми, находящимися за соседними столиками)?

Если вам бывает в таких ситуациях неловко, то эти чувства – часть нормальной реакции на внимание других людей в момент вашего расслабления, уединения, ведь трапезу тоже можно назвать условно интимным занятием.

Но случается, что подобное чувство неловкости перерастает в очень выраженный дискомфорт, а то – и в мощное чувство страха.
И тогда легкое закономерное смущение становится сильной иррациональной боязнью, состоящей из большого количества (часто –
навязчивых) опасений и тревог.
Иррациональным такой страх я называю потому, что он, как правило, не имеет достаточных доказательных оснований для своего существования в такой, вот, сильной степени выраженности, то есть – страх без повода.

Страх человека есть на людях: отличие расстройства от акцентуации

Если беспокойство в процессе принятия пищи в публичных местах/среди других людей – регулярное (проявляется стабильно, каждый раз, снова, и снова), проявляется в разных сферах жизни (дома, на работе, на отдыхе и т.д.) и мешает нормальной социализации человека (появляется стремление сократить социальные контакты; наблюдается негативная динамика – десоциализация), то можно строить гипотезу о невротическом реагировании (на стандартную, ничем неугрожающую человеку обстановку).
А, значит, страх принимать пищу публично может быть частью симптоматики какого-либо расстройства личности (например, симптомом тревожного расстройства/ТРЛ, одного из его видов – социофобии, генерализованного тревожного расстройства, или одним из проявлений психогенного расстройства, связанных с глотанием/фагофобия или др.).

При определении уровня проблемы, связанной со страхом человека кушать в присутствии других людей/в общественных местах, важна степень ее выраженности. Степень выраженности тоже во многом определяет либо принадлежность реакции к группе расстройств, либо к проявлению акцентуации (акцентуация – не расстройство, а лишь крайняя степень выраженности нормы той или иной характеристики личности).

В случае если выраженность умеренная, то можно пробовать справиться с нежелательной реакцией и дискомфортом своими силами.

Как перестать бояться есть в публичных местах?

Вариант самопомощи при обозначенной проблеме может представлять собой мысленную «раскрутку» пугающей ситуации до максимума, до какой-нибудь абсурдной, забавной нелепости, до катастрофического исхода сценария пугающей ситуации, связанной напрямую с принятием пищи на виду у всех.
Такой способ называют методом парадоксальной интенции, автором которого является выдающийся психолог, психиатр, бывший узник нацистского концентрационного лагеря и основатель логотерапии, как вектора экзистенциального направления психотерапии – Виктор Франкл.


Кстати, данный метод можно применять и при терапии других страхов с учетом выраженности проблемы, возможности ее самостоятельной проработки и других деталей, чтобы достичь положительного результата (с выраженными, устойчивыми фобическими реакциями априорно рекомендуется работать в содействии со специалистом).

Как работает метод парадоксальной интенции со страхом принятия пищи в людных местах (пример)?

Одно из значимых условий при выполнении этого метода – мысленно погрузиться в процесс проживания придуманной катастрофической ситуации и придумать ее комфортную для себя концовку, чтобы учиться смягчать острые негативные реакции на сознательном уровне за счет допустимого самоанализа, рефлексии и рационализации.

Приведу гипотетический пример, адресованный человеку, имеющему подобный страх – девушке, боящейся кушать в присутствии своего парня и других людей, находясь в любом заведении общественного питания:

«Представьте, пожалуйста, что вы сидите в компании своего молодого человека (и еще парочки знатных гостей) в неком надменнном общепите: вся такая в белом, чистенькая, красивая, прелестно пахните – в томительном ожидании яств прекрасных да по хорошей скидке.
И тут, наконец-таки, кучка официантов – под стоячие аплодисменты малость обалдевших посетителей – торжественно выносит на пяти подносах какого-нибудь нажористого, обильно обтекающего заморскими и своими соками «лебедя по-сталински».
Эту неприличного размера дичь по местному этикету откушивать принято непременно руками.
И никак иначе!

Ваш партнер и все гости быстро и успешно по-отламывали от «лебедя» увесистые кусищи, ни разу не уделав свои белоснежные сюртучки – сидят и с аппетитом лопают мясистые кушанья, изредка закатываясь хохотом от столь изысканных и сытных удовольствий.
А вы?

Тут настает и ваш черед угоститься лакомой дичью.

И вот вы ручками аккуратненько пытаетесь отчекрыжить от хорошо пропеченной тушки самую ее не-обтекающую соком часть – процесс идет ровно и хорошо, чему вы несказанно радуетесь, отпуская страхи куда подальше... Как, вдруг – «Хьюстон, у нас проблемы!» – в «лебеде» что-то с присвистом пукает; следом, в сопровождении мерзкого хлюпанья, этот «воробей-переросток» выдает целый фонтан жирненькой жижы в ваш адрес... основной массой - точечно в лоб, и брызгая остатками - прямиком на грудь.
Но испустив такое обилие жидкости, дичь не унимается и снова с каким-то неприличным присвистом окатывает вас своим желто-коричневым содержимым уже, ни в чем себе не отказывая, как щеголеватый водитель маршрутки в начале весны - с ног до головы.

На ваш столик, прихрюкивая, гогоча (местами осуждающе) смотрят все посетители и персонал во главе с умирающим от смеха шеф-поваром.

Что с этого момента с вами приключится далее – продолжите сами для себя этот сценарий (лучше письменно).

Как вы будете себя вести? Как будете решать проблему?

Как на такой форс-мажор отреагируют ваше окружение, партнер, на ваш взгляд?

Чего больше испугаетесь – «лебединой» жижи в волосах или осуждения, оценки со стороны?

Что именно вы почувствуете в процессе (фиксируйте при ответе на вопрос все возникающие эмоции; с ними можно и нужно отдельно, подробно работать)?

И чем все это закончится для вас по сюжету?

Что с вами будет в конце истории (придумайте концовку, которая вас полностью устроит)?

А также попробуйте вспоминать, когда и с кем раньше вы могли ощущать подобные негативные переживания?

Если сможете хорошо своими силами вживаться в подобные – выстроенные мысленно – неловкие ситуации (для тренировки своей устойчивости к страху) и, завершая их, находя каждый раз комфортное решение для себя, то постепенно вы будете забирать контроль у своего страха себе.
Как и должно быть.
Вы – себе хозяйка, а не ваш страх.

Если не получится самостоятельно оказать себе помощь, то вместе с психологом вы сможете уже все проработать так, как нужно»