В середине августа Министерство просвещения выпустило новый приказ № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». Из документа ясно, что в новом учебном году будут действовать измененные федеральные государственные образовательные стандарты. Они уже вступили в силу, но у педагогов и сотрудников школ осталось много вопросов — вместе с экспертом «Мобильного Электронного Образования» обсудили изменения во ФГОСах и как учителю работать в рамках новых правил.
Какие изменения внесены с приказом Минпросвещения?
Требования к результатам обучения, а значит, и к учебному процессу стали конкретнее. В Приказе №738 приведен четкий перечень компетенций, которыми ученик должен обладать. При этом среди них есть:
- Связанные с конкретной областью знания. Например, размер словарного запаса ученика или список изученных им математических понятий. Они перечислены по каждому обязательному предмету.
- Метапредметные — «надпредметные», универсальные приёмы, применимые к любой области знания и жизненной ситуации. Например, когда ученик может сравнивать предметы, выдвигать гипотезы и приходить к выводам в обсуждении вопросов.
- Личностные. Школьник организует собственную работу, развивается, улучшает коммуникативные навыки и т. д.
Отдельное внимание уделено формированию у обучающихся выраженной гражданской позиции. Строго нормировано изучение новейшей истории России, государственной символики, исторического и культурного наследия, причем ученики должны быть уверены в правдивости пройденного и готовы отстаивать эту позицию.
Изучению значимости российского вклада в мировые события требуется посвятить главным образом уроки истории. Изучению и формированию у школьников российского менталитета, морально-нравственных ценностей, культурных и политических особенностей — уроки обществознания.
Средняя общеобразовательная программа обязательно должна включать 13 основных предметов:
- русский и литература,
- иностранный язык,
- физика, химия и математика,
- биология и география,
- история и обществознание,
- физкультура и ОБЖ,
- информатика.
Каждому ученику два предмета нужно изучать углубленно. В зависимости от профиля и своих возможностей образовательному заведению разрешается вводить дополнительные профильные дисциплины. Если поступило достаточно письменных заявлений, можно добавить родной региональный или второй иностранный язык. Обязательная часть учебного процесса — самостоятельные исследования и проекты.
Прописаны изменения для учеников с ограниченными возможностями здоровья. Им можно сформировать индивидуальный план — например, используя готовые онлайн-курсы МЭО. Для детей с ОВЗ приемлемо изучать все дисциплины на базовом уровне, могут быть введены дополнительные коррекционные занятия. Возможно сопровождение ассистента.
Как это повлияет на существующую программу?
Изменения уже коснулись образовательной программы в школах: ФГОС нужно придерживаться, а значит программу приходится корректировать.
Максим Беркович, заместитель генерального директора «Мобильного Электронного Образования»:
Для этого Федеральное учебно-методическое объединение утвердило примерные планы и рабочие программы. Они соответствуют последним версиям ФГОС ООО и ФГОС НОО. Найти эти программы можно в Реестре, размещены они и на портале «Единое содержание общего образования». Кроме того, там есть попредметный онлайн-конструктор программ. Посетители портала могут ознакомиться с материалами со Всероссийских просветительских мероприятий, конференций и семинаров, посмотреть методические видео для педагогов. Это часть проекта «Обновление содержания общего образования», соответственно, пособия ориентированы на последние версии ФГОСов.
О том, что каждое аккредитованное учебное заведение обязано, разрабатывая собственную программу, ориентироваться на ФГОС и примерные программы, сказано в части 7 статьи 12 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Какие изменения нужно внести в документацию школы?
Администрации учебного заведения стоит проверить несколько локальных актов и убедиться, что формулировки не противоречат требованиям из Приказа.
- Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации. Теперь в документе нужно указывать, что детям с ограничениями здоровья предоставили специальные условия.
- Индивидуальный план. Если ученик занимается по нему, то разрешено уменьшать продолжительность учебы, но не продлевать.
- Положение о языке. Преподавать родной (отличный от русского) язык и литературу, второй иностранный - не обязательно. Если родители, подавшие заявления на эти дисциплины, окажутся в меньшинстве, то организовывать занятия школа не должна.
- Положение о рабочей программе. Привести в соответствие с новыми стандартами, учесть появившиеся в них модули.
- Должностные инструкции предметников. В документы надо добавить обязанности педагогов, которые помогут школьникам в рамках обучения достигнуть результатов, которые соответствуют требованиям ФГОСов. Например, для учителя информатики можно добавить одним из пунктов: «обучать кодированию и декодированию сообщений по заданным правилам».
- Положение о дистанционном обучении. В новых стандартах подтверждается, что школа вправе использовать современные технологии, дистанционное обучение, электронные дневники и т.д. Тут главное обеспечить всем ученикам доступ к учебным ресурсам, а их родителям — к информационным.
Вопросы и ответы
Учиться в начальной школе полагается не более 4 лет. Значит, даже отстающие ученики должны быть переведены в среднюю школу?
Если ребенок не освоил программу начальной ступени, то на следующую его переводить нельзя.
Некоторые занимаются по индивидуальному плану. Разрешено ли им учиться дольше установленного стандартом срока?
Такого разрешения нет. Есть только разрешение сократить время, если это не мешает качественно охватить программу в полном объёме.
Может ли образовательная организация отклоняться от Примерных планов, предложенных Минобром?
Важно соблюдать количество часов и требования к предметам. Школа сама разрабатывает свои планы, но в ключевых вопросах они должны соответствовать ФГОСам. Например, сколько времени уделить теме и как составить расписание — остаётся на усмотрение школьного персонала.
Что думают педагоги
У педсостава сдержанное отношение к новшествам. Больше всего возмущения вызывает срок, когда были выдвинуты новые нормы — в самом начале учебного года, когда у многих школ уже подготовлены учебные планы, распределен бюджет, заключены договора с учителями-предметниками. Необходимость за 10 дней пересмотреть и перестроить работу организации многих обескуражила.
Не обходится без вопросов о том, как трактовать текст Приказа и как осуществить указания на практике. Где-то не хватает людей, где-то учебных материалов. Работники сферы образования надеются еще получить от государства комментарии и пояснения.
Итоги
Главные изменения в школах от нового Приказа:
- Увеличивается воспитательная роль школы. Она тесно переплетена с образовательной.
- Четко зафиксировано, какими взглядами, ценностями и поведенческими особенностями в итоге должен обладать ученик.
- Обновлен список обязательных знаний и умений.
- За счёт компьютерных технологий расширены методологические возможности преподавателей.
В сентябре 2022 года проверяющие органы уже ждут от школ работы по новым стандартам.
Эксперты «Мобильного Электронного Образования» рекомендуют:
- отслеживайте все обновления в законодательстве, рекомендации в сообществах педагогов;
- используйте готовые планы и методические разработки, рекомендованные ФГОС, — их можно найти в Цифровой образовательной среде МЭО;
- следите за документами учреждения, чтобы успешно пройти проверку в ближайшее время.