В принципе, время Андропова - Черненко вполне можно было бы пропустить, за отсутствием каких-либо серьёзных подвижек на идеологическом фронте и фронте социально-экономическом.
Однако и оно имело некоторые специфические черты, позволяющие идентифицировать "совок" того периода как вполне самостоятельный исторический кластер.
Во первых: впервые страну и Партию возглавил кгбшник. До этого всё-таки старались удерживать их на вторых ролях, понимая, куда может завести специфические умения и особый менталитет.
Но прецедент был создан и впоследствии сыграет определённую роль в расстановке политических приоритетов.
А пока: выяснилось, что товарищ Андропов оказался совершенно неподготовленным к руководству государством. Какие-то судорожные телодвижения, вроде слежки за всеми, кто не находился на рабочем месте в установленное время, облавы по баням, кинотеатрам, магазинам и пр.
Ничего кроме смеха у народа это не вызвало, результата не дало, промышленность и социальная сфера медленно умирали, лекарства от этой совковой болезни под названием "импотенция" не было, становилось понятно, что поражённый орган вот-вот отвалится сам собой.
Начались какие-то громкие посадки, судебные процессы, но даже они не смогли привлечь серьёзного внимания публики. Общество, в широком смысле, на деле - безразличная ко всему толпа, обсуждало очередное подорожание водки и смену этикетки.
Гангрена бессмысленности существования поразила абсолютно все слои населения, создав своеобразный духовный вакуум. Особо и вспомнить-то нечего, что удивительно, ведь до этого "совок" бодренько трепыхался, создавая различные ситуации, чтобы народ не скучал.
Даже афганская авантюра, затеянная при Брежневе, потеряла остроту, ещё не наступили времена, когда афганцы окончательно, почувствовав слабость власти, начнут кооперироваться в банды.
Одним словом, скука и безнадёга. Некоторым развлечением на малое время стало покушение жены министра МВД Щёлокова на видного гебиста, народ ржал, но и это быстро прошло.
Время клятвенных заверений в скорую и окончательную победу коммунизма кончилось, те, кто раньше с гордостью указывал на "великие" достижения, поутихли, пытаясь связать тонкой ниточкой разваливающуюся державу.
К тому же Андропов быстренько умер, оставив свое тёплое место товарищу Черненко и не оставив ни у кого в памяти ничего, кроме равнодушного: - а что это, вообще, было?
Появление Черненко, конечно, вызвало некоторый интерес тем, что никто ранее этого Черненко особо и не знал и, что он собой представляет, известно не было.
Но его практически выносили на трибуну, где он что-то такое шамкал, но что - было не разобрать.
Дедушка при этом отравился рыбкой, присланной ему начальником МВД и основное время проводил в больничке.
Существует мнение, что в период после смерти Брежнева формировалось некое принципиально новое, даже экспериментальное течение по выправлению идеологии ( приводят в пример "Покаяние" Абуладзе) и попытки о переформатирования экономики.
Что, мол, креативный Андропов, слушающий иностранный джаз этими новациями был увлечён.
Оно, конечно, всякое может быть, только ни один здравомыслящий человек, тогда живший, не сможет разглядеть плоды этих мучительных поисков. Ну если только товарищ Гайдар?
Старая, дряхлая машина, ровесница самих её рулевых, ехала исключительно по инерции, такое было раньше, такое мы наблюдаем сегодня.
В качестве примера реакции на отсутствие простых человеческих перспектив, приведу случай из собственной жизни.
Во время этой странной болотной тягомотины, мы с моим близким другом имели вполне себе интересную приличную работу, но перспективы жизни в Москве с её вечным втягиванием людей в дурное состояния политизированного овоща, решили свою жизнь изменить кардинально и отправились в область восстанавливать один ныне известный и очень приятный музей.
Целью этого демарша было намерение порвать с дурным социумом и, закрепившись в деревне, попытаться создать капсулированный мир, в котором влияние "совка" было бы сведено к минимуму.
Прекрасная усадьба, приятный ландшафт, русская классическая поэзия - ну, всякое такое, надеюсь, Вы меня поймёте. Семьи у нас уже были и это было попыткой, в том числе, оградить детей от всепроникающего зловония умирающей страны.
У друга - получилось, он по прежнему сельский затворник, а я, как только забрезжили новые экономические реалии в экономике, сбежал оттуда при первой возможности.
Всё-таки иметь в качестве содержания жизни исключительно бухло, даже при столь высоко интеллектуальном окружении - дело сложное и не всем по плечу.
При всём абсурдистском поле русской жизни, а может именно благодаря ему, всё громче звучал голос поколения "сторожей и дворников, так сложилась сложная, противоречивая культура "русского рока". Все эти постоянные гонения и запреты только раззадоривали новых творцов их публику, движение росло и укреплялось, становилось альтернативой для многих.
Как сказал один мой близкий товарищ: СССР сгубили Высоцкий, джинсы и рок-н-ролл!
Но какими бы громкими не были отдельные всплески, страна продолжала жить во сне, с его телевизором, Кобзоном и Лещенко.
Эта пассивное тупое существование, впрочем, многих вполне устраивало: есть что покушать (если есть), много выпивки и посиделок на кухнях, чуть-чуть "ах, Арбат, мой Арбат", потом спать.
И как говорили в моё время в стройбате: - скорей бы утро, снова на работу!
Мирное тягучее время, молодость, как не поностальгировать?
Но внутренние процессы уже были запущены, не хватало акторов и им стал Горбачёв.
Об этом периоде турбулентности и очередной фазе "совка" - в следующем материале.
Я благодарю всех, кто считывает мои немного сумбурные и отвлечённые мысли, но особенно тех, кто отзывается о них негативно, это лишь подтверждает смысл написанного: прогресс не является панацеей для большинства, стоячая вода теплей и безопасней!
#совок #андропов #черненко #рок-н-ролл #общество