Из-за слабой пропускной способности БАМа и Транссиба страдает логистика всего Дальнего Востока. На данный момент железная дорога — практически безальтернативный канал доставки грузов для всего макрорегиона. Однако занят он, преимущественно углём — на 60%, поэтому с перевозками других товаров возникают проблемы.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков оценил объем неотправленных в текущем году на ДВ грузов по железной дороге в 80 млн тонн. По его словам, недополученная из-за этого выручка могла бы составить около 1,5 трлн рублей. Накануне губернатор Архангельской области Александр Цыбульский сообщал, что половина экспортных грузов из региона не могут быть доставлены по железной дороге. При этом, в РЖД утверждают, что из-за отказа портов не согласована отгрузка всего лишь 4,8 млн тонн неугольных грузов — в основном, металлов. Другие аналитики оценивают объём невывезенных грузов в 14 млн тонн. Такой сильный разброс оценок свидетельствует о том, что подсчитать реальные убытки практически невозможно. Но одно можно сказать точно — железная дорога не справляется.
«Единственный способ вытащить экспорт из европейской части России в Азию — раскатать Севморпуть. Но это можно будет сделать, только если будут реализованы планы по строительству ледоколов и судов ледового класса, созданию аварийно-спасательной, гидрометеорологической и другой инфраструктуры для СМП», — заявил Алексей Чекунков. Несмотря на то, что железные дороги более чем наполовину заняты углём, сами угольщики постоянно жалуются на недостаток квот. Решением могут стать проекты строительства Северного широтного хода и железнодорожной ветки Сосногорск — Индига, связывающие северные порты с железнодорожной сетью России.
Если направить потоки угля на Восток по морю, то это сможет серьёзно разгрузить дальневосточную сеть железных дорог, освободив место, во-первых, под более маржинальные экспортные грузы, а во-вторых, под товары, необходимые для развития самого ДВ. Это и строительные материалы, и товары широкого потребления, упрощение доставки которых может оживить деловую активность в сегменте малого бизнеса, и все прочие плюсы улучшения транспортной доступности макрорегиона. Осталось лишь «раскатать СМП».
С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput