Виктор Званцев
Сейчас Энергодар — пожалуй, самое опасное место в Запорожской области. Поэтому здесь особо усиленные патрули. Тут находится крупнейшая в Европе атомная электростанция, которую регулярно обстреливают ВСУ. О том, что происходит в городе, — в репортаже РИА Новости.
Зима близко
Во дворе панельной девятиэтажки в центре Энергодара — сгоревшие легковушки. Окна выбиты. На посеченных осколками стенах — следы копоти.
"Это украинская армия устроила нам подарок к 1 сентября, — говорит житель второго подъезда, пенсионер Владимир. — Долбить начали с самого утра, когда дети пошли в школу, а взрослые — на работу. У нас чудом никто не погиб. Но несколько человек контузило и ранило".
Интенсивные обстрелы не прекращаются с марта. Неделю назад город вновь лишился электричества, пропали сотовая связь и интернет.
"Четыре дня еду готовили во дворе на кострах, — вспоминает Александр с улицы Приднепровской. — Хорошо, что было сухо и солнечно. Свет дали только вчера. Но если ситуация повторится? На улице холодает, и жилища потихоньку остывают".
Зимы горожане боятся. Хотя рядом — крупнейшая в Европе атомная электростанция, способная обеспечить теплом несколько городов. Но она под огнем ВСУ.
"Все реакторы остановлены, блоки в выхолощенном состоянии, — объясняет глава города Александр Волга. — Соответственно, обогрева нет. Мы планируем смонтировать дополнительные модульные котельные — их хватит на несколько месяцев".
Выжидательная позиция
Днем Энергодар, где из 50 тысяч человек осталось чуть больше 20 тысяч, ничем не отличается от мирного города. Ездят автобусы и маршрутки, много прохожих.
В сумерки улицы пустеют. Магазины закрываются около шести вечера — за два часа до комендантского часа.
"Часть конкурентов прекратили работу еще весной, поэтому покупателей не убавилось, — рассказывает продавщица Татьяна. — С поставками пока напряженка. Украинских продуктов почти нет. Везут из Крыма или Донецка, но выбор небогатый. К тому же до сих пор посетители рассчитываются в гривнах и часто возникает путаница".
Как и во всем регионе, сейчас тут формируются новые органы власти, а также силовые ведомства.
"Из бывших сотрудников — всего пять процентов, — говорит полицейский с позывным Ростов. — Остальные либо сбежали на Украину, либо просто бросили службу. Горотдел полностью разграбили, документы и оборудование сожгли. Причем уничтожили даже сервера системы видеонаблюдения "Безопасный город". Восстановили пока лишь частично".
Отдел набирали с нуля из вчерашних гражданских с помощью опытных оперативников из ДНР. Несколько собеседований с каждым кандидатом, тщательная проверка спецслужбами.
"Но сотрудников все равно не хватает, — добавляет полицейский. — Люди выжидают: вдруг весы качнутся в другую сторону. К тому же у многих на Украине родственники".
"Сами виноваты"
Действительно, с новой властью контактируют неохотно. Опасаются возвращения старой — как в Купянске, Изюме и Красном Лимане.
"Отчасти мы сами виноваты в том, что проигрываем информационную войну, — считает начальник отдела полиции Васильевского района Александр Крылов. — Российские телеканалы и радиостанции появились тут совсем недавно. То есть со всех утюгов жители продолжали слушать украинскую пропаганду — о том, как наши солдаты едят малолетних детей".
Теперь в самом центре, на Доме культуры, повесили два огромных монитора, транслирующих новостной телеканал.
А к референдуму Энергодар обклеили листовками с триколором. По словам мэра, 95 процентов горожан проголосовали за Россию. Однако несколько десятков человек, с кем пытался пообщаться корреспондент РИА Новости, уклонялись от разговора на эту тему.
"Атомная станция в опасности"
Руководство уверяет: на ЗАЭС, как и положено, работают около десяти тысяч человек. Несмотря на обстрелы.
Но электропитание по единственной действующей линии часто прерывается. За последние десять дней — три раза.
"Проблема еще в том, что ни один отраслевой регламент в любой стране мира не предусматривает ситуации, когда по объекту атомной энергетики бьют из артиллерии. Положение критическое, мы живем в условиях перманентной угрозы", — подчеркивает советник гендиректора "Росатома", фактический директор ЗАЭС Ренат Карчаа.
Недавно снаряды пробили 240-тонные емкости с турбинным маслом. Рядом — азотно-кислородная станция и бочки с водородом. По счастью, не взорвались.
"Для нас важно не только состояние ядерного реактора, турбин, парогенераторов и всего остального. Прежде всего — сотрудники, — добавляет атомщик. — Нельзя работать в таком жесточайшем стрессе, случится катастрофа".
Кроме того, под постоянной угрозой площадка с ядерными отходами. Военные инженеры стараются укрепить защитные сооружения.
Вместе с тем украинские войска продолжают попытки захватить станцию. С каждым днем здесь все опаснее.