Найти тему

Выдуманная история партизанки Кожиной

Существует устойчивое мнение либералов, что Наполеон нес крепостным крестьянам России освобождение, а они его встретили «дубиной народной войны». Это конечно миф. Наполеон не собирался освобождать крепостных крестьян России. Достаточно вспомнить его: «Я не хочу стать королем Жакерии, да еще и в такой варварской стране». Наполеону нужна была Россия, как младший партнер-союзник в борьбе с Англией, а для этого было необходимо сохранить привилегии русской аристократии.

А было ли, в самом деле, такое масштабное партизанское движение против «супостата Бонапарты», как описывают некоторые историки? Не можем же мы всерьез считать партизанами Дениса Давыдова, Александра Фигнера или незаслуженно забытого Александра Сеславина? Это были командиры кадровых воинских частей, действовавших в тылу противника, говоря современным языком – диверсионных групп.

А как же обстоит дело с героями народной войны? С той самой «дубиной».

Не берусь судить обо всех, но на одной героине войны 1812 года – Василисе Кожиной хотелось бы остановиться подробно.

По официальной версии, крестьянка Василиса Кожина собрала партизанский отряд, во главе которого громила французов везде, где только можно. Есть ее портрет, есть множество литературных произведений, даже фильмов о легендарной партизанке.

Василиса Кожина.  А. Смирнов 1813 г.
Василиса Кожина. А. Смирнов 1813 г.

Есть всё что угодно… кроме документов. Даже единственный источник, который до нас дошел, нельзя считать документом, так как это небольшая заметка в журнале «Сын Отечества», который финансировался лично Александром I(со всеми вытекающими последствиями).

Приведем весь текст полностью: «Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и ее окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычевского уезда повел партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели еще несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!» Один из пленных офицеров, раздражен будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался ее. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мертвый к ногам ее, и она вскричала: «Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!»».

Можно ли это назвать историческим документом? Если бы описывались события 15-того, 16-того или даже 17-того века, конечно, за эту заметку пришлось бы уцепиться, как за исторический документ. Но речь идет о 19-м веке, отсутствием документов не страдающем. И что мы имеем? «Один купец», «рассказал анекдот». То есть сам журнал не рискует настаивать на достоверности истории. Причем заметка про единичный конкретный случай, когда староста (не простой крестьянин, обратите внимание) и его жена отлавливают отбившихся от армии французов и сдают их властям.

Вот и все, что реально есть о легендарной партизанке. Зато мало какой историк, включая знаменитого Тарле, обошел ее вниманием. Но когда речь заходит о конкретных фактах, все они начинают очень уж осторожничать. Тарле, например, сам признает: «О той же Василисе или о кружевнице Прасковье, действовавшей около Духовщины, ходили целые легенды, но трудно выделить в них истину, отделить историю от фантазии».

Конечно, крестьяне – жертвы тактики «выжженной земли» применявшейся Барклаем де Толли, грабили при возможности французские обозы. Хотя есть немало свидетельств и грабежей усадеб русских помещиков. Тем более встречали дубиной французских фуражиров, жестко разбирались с попавшими в их руки мародерами . И случай, описанный в «Сыне Отечества», скорее всего, имел место. Иначе, зачем было писать ее портрет в 1813 году?

Но все остальное всего лишь фольклор и красивая сказка.