В советское время на территории нынешней Чеченской республики проживало 300 тысяч русских, в т.ч. потомков терских казаков. В 90-е годы в связи с вооружённым конфликтом и массовой миграцией славянское население сократилось более чем в 10 раз. Между тем, в республике осталось немало русских кладбищ. Кто же сейчас за ними ухаживает?
Место встречи русских старожилов
Самые старые русские кладбища в Чечне находятся в пределах Наурского и Шелковского районов, где казаки поселились ещё в XVII веке. Некоторое время уход за станичными кладбищами был минимален, но сейчас ситуация изменилась к лучшему. В первую очередь благоустройством могил занимаются потомки русских поселенцев, проживающие за пределами Чечни. Они регулярно приезжают в республику, особенно те, кто живёт в соседних регионах Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. По оценке исследователей, православные кладбища, когда-то бывшие только местами захоронения и поминовения предков, теперь фактически выполняют ещё одну важную функцию. Это место встречи русских, когда-то уехавших из Чечни, место поддержания культурной памяти об историческом наследии терского казачества.
Помощь чеченцев
В православные Родительские дни, когда кладбища посещают потомки казаков, чеченские власти оказывают им всяческое содействие. Организуют транспорт, охрану, сопровождение, закупают продукты питания. Примечательно, что в уходе за христианскими могилами принимает участие и чеченское население, тем более, что многие местные жители-чеченцы сохранили добрую память о своих русских соседях.
«Поскольку сегодня в республике нет возможности содержать кладбищенских служащих, кладбища убираются за счет проводимых местными властями субботников, причём в уборке активно участвуют не только русские, но и чеченцы, хотя у них есть свои мусульманские кладбища. В хорошем состоянии кладбища станиц Червлённой, Ищёрской, Наурской», — отмечает профессор Олег Матвеев из Кубанского государственного университета, занимающийся изучением русского старожильческого населения Чечни.
В станице Старогладковской местное кладбище поддерживается в порядке благодаря заботам Салавди Загибова, директора Литературно-этнографического музея Л.Н. Толстого. Правда, очевидцы отмечали, что вопреки православным традициям, ворота этого кладбища запираются на ключ. Вклад в содержание русских могил вносит и республиканское правительство. В 2015 году в Чеченской республике, например, была принята подпрограмма по развитию казачества, включавшая мероприятия по благоустройству православных кладбищ.
«Знакомые крутили пальцем у виска»
В Грозном ситуация с местами захоронений русских обстоит хуже, чем в «казачьих» районах. До недавнего времени русское кладбище в центре чеченской столицы, называемое «консервным» (из-за соседства с консервным заводом) по сообщениям СМИ, находилось в крайне запущенном состоянии. Оно заросло сорняками, а надгробия разрушались. Из 150 тысяч могил в благоустроенном виде сохранялась всего пара тысяч. К счастью, в последние годы появились чеченские волонтёры, занявшиеся постепенным приведением надгробий в порядок. Одним из тех, кто организовал команду добровольцев для ухода за кладбищем, стал бывший боевик Сайпуддин Гучигов, основавший организацию «Наш дом – город Грозный», которой помогают тысячи человек. В одноименной группе в одной из соцсетей общественный деятель периодически собирает горожан на «кладбищенские» субботники. Сам он начинал с того, что по просьбам русских из других регионов в начале 2000-х годов занимался поисками конкретных могил их родственников.
«Когда я сказал знакомым, что хочу помогать русским – все крутили пальцем у виска: «Зачем тебе это надо?» Но главное для меня – слово отца, он поддержал меня», — рассказывал Гучигов (цитируется по сайту «Это Кавказ»).
Кроме русских могил, чеченские добровольцы ухаживают и за другими немусульманскими захоронениями, например, иудейскими. Существуют также коммерческие структуры, оказывающие услуги по поиску могил на грозненских кладбищах и их благоустройству.