Не всегда чувствуешь себя грешником. Чаще всего ты знаешь, ощущаешь свои пороки. Но иногда кажется все не так плохо. Совесть как то успокаивается. Но может быть в этой ситуации грех именно в этой слепоте. Вопрос актуальный, поэтому важно мнение специалиста. Такой совестью для общества может быть протоиерей Андрей Ткачев.
Он считает, что это лишнее - вымучивать из себя, что то-то вы не видите.
Если усердно копать, то по-любому до чего нибудь докопаешься. Только копать нужно долго и будет тебе нефть, вольфрам, никель, золото-бриллианты... А теперь подумай, насколько оно тебе надо? Зачем оно тебе?
Так и человек. Усердно копаясь, перетряхивая свои мысли и дела, можно что-нибудь вымучить. И по мнению Андрея Ткачёва этого того не стоит. Но это мнение именно Андрея Юрьевича.
Особенно интересно когда человек считает, что суть его греха, в том что не ощущает себя грешным. Вроде как стыдишься этого. Ситуация закольцовывается. Ты в этой ситуации бегаешь по кругу из года в год. И хорошо как-то от этого. Вот прямо очень сильно нравится. В этом то опасность.
Вроде бы ты без греха, а через одно слова два матерных. А может быть пороков то у тебя нет, но украл тут, там взял неправильно положенное. И ничего такого в этом нет, какой такой грех когда другие воруют еще больше и чаще. Господь в этом случае глаза то откроет, да так что мало не покажется. Всему свое время.
А вот люди православные, воцерковленные. Ищут у себя грехи, а не находят. Раскаиваются в этом. И опять ищут - не находят - каются, ищут - не находят - каются. На это уходит столько времени, много сил, нервов опять же. Некоторые батюшки советуют в сердце своем выкопать прямо-таки адскую бездну и найти там чудищ. Со всем своим старанием. Иначе, ты - грешник. Андрей Ткачев против такого подхода.
Не каждый человек способен на такое. Докопается он до того, что вот эта мысль грешная была, позавчера три таких промелькнуло, на днях сверх меры объелся, с молитвой - швах полный… Так на каждой исповеди можно рассказывать. Долго. Бесконечно. На каждой исповеди. Прямо как будто в колее буксуешь. Из этой ситуации надо выбираться. Потому что в таком постоянстве можно умом повредиться. Для воцерковленного человека это опасно, так как тут самое место для греховных микробов. Простор для них и потребность с ними разобраться. И тогда всю жизнь потратишь на разборки. Но может быть в этом будет ошибка., начало которой в “вымучивании грехов”?
Если вы доверяете батюшке в своем приходе, поговорите с ним. Он подскажет. А вам будет спокойнее. У каждого священника по вопросу необходимого вымучивания грехов на исповеди. Но протоиерей Андрей Ткачев против, вдруг вымучаешь совсем не то что нужно.