Найти тему

Психоделики: трагическая история культов, наркотиков и обещаний будущему

Массовое убийство-самоубийство 1978 года в Джонстауне оставляет навязчивое впечатление. Земля полна ярких красок, устлана сотнями переплетенных мертвых тел. Пузырьки с таблетками и ядами лежат среди трупов, а более позднее расследование обнаруживает, что коммуна снабжена наркотиками, контролирующими сознание. В 1995 году пять членов японской научной секты конца света "Аум Синрике" выпустили пакеты со смертоносным газом зарин в токийское метро, убив дюжину пассажиров и ранив более тысячи человек. Через несколько дней после нападения полиция провела обыск в их лабораториях, в которых производились ЛСД, метамфетамин и грубая форма сыворотки правды — главный инструмент идеологической обработки Аум Синрике. Каждая мрачная история - это история культов, наркотиков и уязвимости нашего человечества.

История культов во многом была историей психоактивных веществ, особенно психоделиков. Эти два понятия неразрывно связаны: энтеогенная теория религии утверждает, что корни религии лежат в растениях, что подтверждается мрачными примерами культов и церквей, построенных на основе употребления психоделиков и психоактивных веществ в середине 1900-х годов.

Разделение культов и наркотиков

Чтобы лучше понять каждый из них, мы можем разделить культы и наркотики, прежде чем рассматривать их взаимодействие. Определение культа считается весьма субъективным (Ричардсон, 1993), но для целей нашей статьи мы будем использовать определение Роберта Эллвуда. Культ - это группа, которая “представляет собой четкую альтернативу доминирующим в обществе моделям поведения в фундаментальных областях религиозной жизни”. Характеризуемые сильными, авторитарными лидерами, они вызывают сильные субъективные переживания и прививают своим последователям идеологии, далекие от господствующих, от которых они требуют крайней степени “соответствия и приверженности” и систематически эксплуатируют (Ellwood, 1986). Они агрессивны в своей идеологической обработке, используя такие тактики, как отчуждение, индуцированная зависимость, контроль сознания и систематическое разрушение самоощущения, чтобы создать базу, которая слепо следует воле руководства культа. Категории культов включают религиозные, террористические, судный день, Нью-эйдж и психотерапию, и культ часто может вписываться в одно или несколько из этих описаний.

Психоактивные вещества - это химические вещества, которые влияют на нервную систему, изменяя восприятие, настроение, познание и состояние сознания. Их употребление может использоваться как инструмент для подавления разума — или его возбуждения; расширения разума — или его сужения; и фундаментально изменить то, как разум взаимодействует с чувствами, воспоминаниями или новой информацией. От стимуляторов, таких как кофеин, до галлюциногенов, таких как ЛСД, и депрессантов, таких как барбитураты, эти наркотики могут оказывать настолько глубокое воздействие на психику, что историки выдвинули гипотезу, что происхождение религии и духовности можно проследить до их употребления. Фармакология и нейробиология таких стимуляторов завораживают — чтобы проиллюстрировать это, мы можем взглянуть на ЛСД. Было показано, что ЛСД, впервые синтезированный с использованием соединений, полученных из гриба спорыньи, активирует рецепторы нейротрансмиттеров, специфичные для допамина и серотонина. Точное воздействие на мозговую активность еще предстоит уточнить, но активизируются многие различные области мозга, включая зрительную систему, что приводит к тому, что многие потребители ЛСД испытывают зрительные галлюцинации. Аналогичные свойства характерны и для других психоделиков, многие из которых связываются с рецепторами серотонина и активируют различные области мозга.

Вдохновляющие начинания

Психоактивные вещества использовались в качестве энтеогенов — соединений, принимаемых внутрь в надежде на религиозное или духовное событие — на протяжении тысячелетий. Псилоцибиновые грибы и пейот были обнаружены в древних культурах Северной и Южной Америки. В одном из самых ранних ведических текстов была фраза: “Мы выпили Сому и стали бессмертными; мы достигли света, открытого Богами”. Сома, как обнаружил этномиколог Р. Гордон Уоссон, на самом деле была мухомором Amanita muscaria, психоделическим грибом, который использовался в Сибири до 19 века, чтобы вызвать “возвышенное состояние, позволяющее говорить с богами”.

Многие из психоактивных веществ, используемых в ритуализированных религиях, относятся к этой категории психоделиков: они являются одними из самых сильных психотропных средств и приводят к галлюцинациям, а также искажениям сенсорных ощущений, представлений о времени и пространстве и эмоций. Обычно используемые психоделики включают аяхуаску, ЛСД и псилоцибин.

Огромное количество исследований связывает ЛСД с новообретенной духовностью и религиозным опытом. В 1962 году Гарвардский псилоцибиновый проект провел эксперимент Marsh Chapel: двум группам студентов после церковной службы давали либо псилоцибин, либо "контрольное" вещество. Студенты были слепы к тому, какое вещество им вводили. В то время как почти вся экспериментальная группа сообщила о “глубоком религиозном опыте”, почти никто из контрольной группы не сообщил о том же. Это исследование было повторено с аналогичными результатами (Miller, 2013). В одном опросе людей, которые испытали "опыт встречи с Богом", две трети участников, которые идентифицировали себя как атеисты до опыта, больше не делали этого после встречи, если они принимали психоделики. Люди, принимавшие псилоцибин и ЛСД, как правило, имели наиболее стойкие последствия этого опыта по сравнению с людьми, которые не принимали наркотики, и людьми, принимавшими другие наркотики во время встречи, что указывает на то, что употребление психоделиков может повлиять на духовность в долгосрочной перспективе (Griffiths, 2019).

Трагическая коррупция

У этого опыта есть и темная сторона: ЦРУ начало крайне незаконное исследование "контроля сознания", в котором они изучали, как использовать психоделики для подавления психики, подавления инакомыслия и извлечения информации (Мугианис, 2020). Документы подробно описывают эти так называемые эксперименты ЦРУ MKULTRA. В течение 35 лет врачи, психиатры, правительственные и военные чиновники вводили наркотики, такие как ЛСД, ничего не подозревающим гражданским лицам, чтобы внедрить в их мозг сообщения (часто за ментальным блоком), совершать экстремальные поступки и, в некоторых случаях, убивать по определенным сигналам (Bowart, 1979).

Это связано конкретно с одним аспектом определения культов: вызывать сильные субъективные переживания, чтобы открыть разум для экстремальных убеждений. Неудивительно, что рост культов и новых религиозных движений в 1960-х годах сопровождался ростом психоделиков. В разгар контркультуры и “Лета любви” в Сан—Франциско Чарльз Мэнсон, который позже станет лидером культа—убийцы “Семьи Мэнсона”, перевозил наркотики и распространял ЛСД на собраниях, что принесло ему много последователей. В то время как люди спотыкались о наркотики, он представлял серию все более и более диковинных и жестоких сценариев, подразумевая, что он Христос, и описывая гипотетическую "расовую войну". Эти наркотики сделали все большее число людей восприимчивыми к его психотическому видению. Он верил, что сможет записать альбом, который спровоцирует апокалиптическую войну, в которой чернокожие американцы убьют всех остальных. Он и его последователи будут скрываться в секретном городе в Долине Смерти до окончания войны, когда они появятся и будут править оставшимся населением. По оценкам, семья Мэнсона совершила около 35 убийств, самым известным из которых является убийство голливудской актрисы Шэрон Тейт, чтобы разжечь эту ‘расовую войну’.

Примерно в то же время в Австралии Энн Гамильтон-Бирн, инструктор по йоге и богатая жительница пригорода, более двух десятилетий тайно руководила культом Нью-эйдж. Она утверждала, что она была реинкарнацией Иисуса Христа и проповедовала “мешанину мировых религий и разной эзотерики (включая НЛО)” (Douglas 2017). Ученик, психиатр Говард Уитакер, помог захватить частную психиатрическую больницу в Кью, где он и другие ученики набирали пациентов для вступления в культ и вводили членам культа ЛСД. ЛСД сыграл ключевую роль в культе — как в вербовке, так и в поддержании. Гамильтон-Бирн при подозрительных обстоятельствах усыновила почти 30 детей, которым она вводила психиатрические препараты для обеспечения соответствия и проведения ритуалов инициации с использованием ЛСД. Взрослым последователям Гамильтон-Бирн лично раздавала промокашки с ЛСД и проводила их в поездках, тем самым “гарантируя их принятие ее божественности” (Douglas 2017).

Обещание будущему

Это завораживает: кажется, что на очень упрощенном уровне те, кто поставляет наркотики – наркотики, которые создают духовные, религиозные, интенсивные встречи, — обладают силой, которую можно считать богами. Когда эти крутые лидеры культов вооружены психоделиками, они могут создать среду не только психоактивной зависимости, но и контролировать умы своих последователей. Используя психоделики, они могут контролировать то, как их последователи видят слово - от того, как работают их органы чувств, до того, как именно они представляют Бога. Эта сила настолько велика, что кажется непостижимой, и хотя проводится множество активных исследований, направленных на то, чтобы добраться до научных основ психоделической активности, возможности кажутся безграничными.

Недавняя легализация психоделиков в штатах по всей Америке и странах по всему миру может показаться хорошей вещью. Справедливо бороться с его часто несправедливой политизацией и признавать пользу для здоровья таких психоактивных препаратов. Справедливо признать долгую и богатую историю психоделиков в цивилизациях по всему миру — как инструмента культуры, религии и отдыха. Однако также важно признать, что его яркая история омрачена – слишком часто психоделики использовались как инструмент контроля, лучшим примером чего являются правительства штатов и лидеры культов 1900-х годов.