Всем доброго времени суток. Как видно из названия речь пойдет о таком мотоцикле как Иж Планета Спорт (Иж-ПС). Хотелось бы не много затронуть как историю создания так и технические особенности двигателя и всего мотоцикла в целом.
Итак началом выпуска мотоцикла Иж-ПС в большинстве источников значиться 1974 год, но по данным завода первые мотоциклы сошли с конвейера в ноябре 1973 года, а вот реализация началась в 1974 году. Своим дизайном, а также впечатляющими скоростными характеристиками мотоцикл не только шокировал советских мотолюбителей, но и тут же потеснил на дорогах "чехов" в лице культового для того времени мотоцикла Ява-350. После появления Иж-ПС советский мотомир разделился на два лагеря любителей Яв, а также любителей Спортов. Иж Планета Спорт был легче и мощнее Явы на 10 л.с как следствие быстрее,но все таки многие отдавали предпочтение комфорту передвижения нежели скорости и выбирали Яву.
Комплектация первых партий мотоцикла была Японской, да и дизайн Иж-Пс во многом перекликается с Японскими мотоциклами 60-70х годов таких как:
- Yamana 350 R5
- Suzuki T250 Super Six
- Kawasaki A1 Samurai
В отличие от советского Иж-ПС все представленные Японские модели имели двух цилиндровые двигатели. Двигатель Спорта был одноцилиндровым и при этом достаточно "верховым", свои 32 л.с он отдавал при 6500-6700 об/мин. Соответственно двигатель был "щедрым" на вибрации что на мой взгляд не лучшем образом сказывалось на комфорте езды и как следствие было одной из причин низких продаж.
Технически же двигатель довольно сильно отличался от привычных и максимально унифицированных двигателей Планет и Юпитеров, впервые на советском мотоцикле была применена система раздельной смазки двигателя. Масло заливалось в отдельную емкость дальше по трубкам поступало к насосу и дозатору связанному с ручкой газа.
Применение раздельной смазки безусловно повышало комфорт эксплуатации мотоцикла облегчая процесс заправки. Теперь не надо было возить с собой масло и рассчитывать его количество достаточно просто следить за его уровнем в специальном бачке.
К сожалению мотоциклы с системой раздельной смазки в основном поставлялись на экспорт. Как сообщалось одной из причин низкого распространение системы стало непринятие новинки народом. Понятие рекламной компании в привычном для нашего времени виде для ознакомления с плюсами и завоевания доверия покупателя к новой системе в середине 70х в СССР не существовало.
Еще одной технической особенность двигателя Иж-ПС стал отказ от моторной цепи. Для передачи крутящего момента с коленвала на корзину сцепления применили косозубые шестерни.
Двигатели первых моделей имели мощность 32 л.с и комплектовались японским карбюратором Mikuni AEX. На мотоциклах поздних выпусков мощность снизилась до 28л.с, а карбюратор заменили на отечественный, многие считают что это и привело к снижению мощности. В действительности мощность упала из за снижения степени сжатия в угоду ресурсу с 10-10,5 до 8,7-9,2 соответственно.
В дальнейшем на протяжении всего времени выпуска Иж-ПС в конструкцию мотоцикла вносились и другие изменения связанные по большей части с требованиями по снижению себестоимости.
Мотоциклы ранних выпусков имели ряд отличий. Если углубляться то их наберется наверное больше сотни хотелось бы остановиться на самых ключевых позволяющих отличить ранний экземпляр мотоцикла. Стоит отметить что ранние модели имеют более высокую ценность среди мотолюбителей и фанатов марки из-за более высокого качества сборки и большей мощности двигателя.
Из фото выше видно что на раннем ПС глушитель еще не устремился вверх, а оребрение головки цилиндра веерное именно в таком двигатели и затаились в ожидании те самые 32 лошади.
Мне как человеку однажды севшему за руль хоть и раннего но "уколхоженного" ПС сразу бросился в глаза спидометр с необычной градуировкой. Как оказалось на ПС ставили спидометры мотоцикла Панония Т-5, так же на фото видно замок зажигания PAL такой же как на Явах под знаменитый ключ с шариком на конце.
При поездке на Иж-ПС я по достоинству оценил и то что наконец-то конструкторскому коллективу пришла в голову идея оснастить мотоцикл тормозной лапкой-педалью "здорового человека".
Всем владельцам Ижей знакомо это нечто напоминающие больше кочергу нежели тормозную педаль.
Нак мой взгляд тормозная педаль классических Ижей совершенно не удобная, лишь под конец выпуска от нее отказались и поставили аналогичную Иж-ПС.
При поиске материала открытием для меня стало то что на первых серийных мотоцикла поворотники были такими же как на Ижах третьего поколения только хромированные. До этого я всегда считал что исконными для ПС считаются те самые поворотники фирмы Stanley. Когда то у одного из знакомых стояли такие на Юпитере мы долго гадали от чего они пока кто то из старших не сказал что это от ПС.
На архивной заводской фотографии одного из первых сошедших с конвейера Иж-ПС не только поворотники но и стоп сигнал отечественного производства стандартный для советской мототехники.
К сожалению как это часто бывает в отечественном авто мотопроме с внесением изменений становиться только хуже. С течением времени ПС растерял не только мощность и все импортные фичи но и в плане внешнего вида стал выглядеть хуже.
С установкой привычного ижевского заднего крыла,а так же с внесением изменений в маятник и заднюю подвеску мотоцикл стал выглядеть "уставшим" и присевшим на заднее колесо.
Хотя в скоростных качествах последние версии не стали заметно хуже, если верить техническим данным на 1983 год не смотря на снижение мощности максимальная скорость снизилась незначительно со 140 до 135 км/ч, а время разгона до 100км/ч и вовсе осталось прежнем 11 секунд. Проверить на деле так ли это практически не представляется возможным, ввиду относительно небольшого количества выпущенных мотоциклов. Сохранившиеся либо сильно "заколхожены" или доживают свой век в плохом состоянии, проводить замеры на таких образцах не имеет никакого смысла. Не многие сохранившиеся в близком к оригинальному заводском состоянии находятся в руках ценителей и коллекционеров.
Год от года цена на вторичном рынке на модель Иж Планета Спорт только растет, ведь этот мотоцикл олицетворяет первую и единственную попытку создать что то яркое и быстрое прежде всего для молодых мотолюбителей. Модель продержалась на конвейере 1974 по 1984 год за это время было выпущено 215 210 экз. проект был закрыт из-за низкой рентабельности.
#назадв90-е #назад в СССр #мопеды #top #техника ссср #мотоциклы ссср #иж планета #Иж юпитер #иж #планета
Читайте также: