Одного очень пожилого и очень умного профессора пригласил на ужин старый друг. После ужина друзья вышли на веранду, пыхнули трубками и завели неспешный разговор о смысле жизни.
Из окна детской раздавался звук скрипки. Дочь друга училась играть на ней. Вскоре звук пропал и на веранду выбежала заплаканная девочка.
- Папа, я не хочу играть на скрипке. Мне это не интересно.
Профессор, который написал много работ по психиатрии, заговорил с дочерью друга:
— Как ты выросла. Совсем стала большая. А кем ты хочешь стать? Чем в жизни займёшься?
Девушка пафосно ответила старику:
— На философский факультет хочу поступать. Моя мечта с детства — быть философом и помогать обрести людям смысл жизни.
— Ну, что же, похвально. Но есть одно «но». Послушай меня, старого еврея.
Профессор откинулся в мягком кресле, затянулся трубкой и продолжил.
— Знаешь, девочка, я тебе расскажу, почему еврейского ребёнка учат играть на скрипочке.
Конечно, это очень хорошо, когда он умеет играть на рояле. На виолончели. Или вот на арфе. Это замечательно.
Но, вот когда-то, много лет назад, когда мы с твоим папой были еще маленькими, то иногда, где жили евреи, начинались погромы. Но это еще малое из бед. Была война, были выселения.
Так вот, еврейские мальчик или девочка всегда брали с собой свою скрипочку подмышку.
И ехали, и плыли, и бежали, и карабкались в гору вместе с ней, со своей скрипочкой. Вставали и падали.
А потом, в хорошее время, они, если конечно не потеряли инструмент, играли на своей скрипочке и имели свой кусок хлеба.
Так вот: рояль, арфа или вот громоздкий тромбон — это образование. Профессия. А скрипочка — это ремесло, которое будет тебя кормить всю жизнь. Где бы ты ни была, и что бы ни случилось с тобой и твоими детьми.
Поэтому, кроме образования, надо иметь ремесло. Практические, так сказать, навыки. Свою скрипочку. И она тебя прокормит и поддержит в самые трудные времена.