Данная статья посвящена лишь некоторым психологическим и лингвистическим аспектам такой существующей и активной в сознании достаточного количества людей установки (директивного или ограничивающего убеждения, стратегии или алгоритма поведения), оформленной словами «Бог терпел и нам велел».
Пересматривать или нет свое отношение к терпению в его культурологических, религиозных, философских, ситуационно-бытовых аспектах – это на усмотрение каждого отдельного Человека. При этом, все правы и все точки зрения принимаются.
Для начала вопросы:
- Бог, это кто или что для сознания конкретного Человека или определенной социальной общности? Это Абсолют непознаваемый и вездесущий? Это Абсолют и Архитектор объединенно? Это конгломератный разум? Это Создатель или Творец? Это Творцы, Миротворцы или Сотворцы? Это Иерархия времени? Это Система Разума или Высшего разума? Это Учительская система? Это еще что-то?
- «Терпеть», какой объем понятия актуализирован в каждом конкретном употреблении на выходе от произнесшего (написавшего) и на входе воспринимающим?
- «Нам», это кому? Вхожу ли я лично в это «мы», если мне никто напрямую, ни во сне, ни наяву, этого не сообщал?
- «Велеть» как выражать волю, повелевать кому-то, с одной стороны, и закон Свободы воли Человека, его право выбрать, как они состыковываются?
- И даже если кому-то и когда-то кто-то велел, и некто принял это к обязательному и бездумному исполнению, то имею ли я право выбрать что мне лично делать с этим «велел», как к этому относиться, как воспринимать?
- «Велел» означает, что это уже в прошлом. И валидно ли это в условиях текущего момента?
Рассматриваемое изречение могло бы иметь лишь статус набора слов, если бы в сознании людей не жили передаваемые из поколения в поколение убеждения, включающие компонент «терпеть», с одной стороны, и часто деструктивно управляющие их поступками и жизнями, с другой.
«Терпеть» для каждого заводится в свою установку (одну из программ жизни):
«терпеть – уверовать в безысходность»,
«терпеть – забыть о бережном отношении к себе»,
«терпеть – бояться взять ответственность»,
«терпеть - жалеть»,
«терпеть - бездействовать»,
«терпеть – правильно поступать»,
«терпеть – делать как все»
и т. д.
Подчеркну, что слово «терпеть» имеет все свои права на существование и использование, и уметь созидательно выбрать для себя «терпеть, потерпеть, перетерпеть» - это значимый жизненный опыт.
Ключевая позиция – знать для самого Себя зачем я это выбираю.
Не является ли «я терплю» деструктивом чистой воды в случае, если я не понимаю, с какой целью я это делаю?
И если я выбираю сам, а не кто-то за меня, то обретаются позитивные, созидательные смыслы, значит, есть намерение, есть понимание, есть осознанность.
И это все меняет, лучше сказать, переворачивает схему.
Это переводит деструктивные программы, запитанные на терпении, в созидательные модели поведения.
В качестве вывода:
если женщина или мужчина выбирают разобраться во всем том, что было натерплено ими за предыдущий участок жизни, поскольку уже стало невмоготу, потому что уже ясно, что далее хочется иначе, уже есть готовность выбирать бережность и защищенность себя, созидательность и мягкость, то, скорее всего, и коллективное сознательное вскоре распрощается со старыми прошивками и выберет не терпение, как удерживание себя в старом, а выберет движение в жизненность, в смелость, в понимание Себя, в любовь, в творчество.
Уточню: уже выбрало.
Автор: Градова Ирина Валерьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru