Думаю, вы помните, что моего ученика, появившегося прямо как в кошмаре о третьекласснике, мама назвала Узбеком... Кстати, ещё один сон о репетиторстве недавно приснился. Я по скайпу договорилась с учеником о расписании занятий по русскому языку, а потом подключилась его мама:
- Ой, вы знаете, а у него ещё с математикой проблемы, особенно с таблицей умножения! Объясните ему, пожалуйста, таблицу умножения!
Видимо, логика тут такая: таблицу умножения репетитор знает, как и все нормальные люди, поэтому сможет объяснить. И я даже согласилась, сказав маме, что в основном буду работать по "Считарю", но... проснулась. Вот в прошлом году ничего такого не снилось, а в этом можно целую книгу издать под названием "Сны репетитора"!
Теперь к теме статьи. Ученик из категории, с которой я вообще-то не работаю (восьмой класс, подготовка к ОГЭ не нужна), оказался способным мальчиком. На большинство тестовых вопросов он ответил, предложения составил грамотно. Где же он узбек? Я слышу, как он разговаривает на хорошем русском языке! Даже ошибок в ударениях я пока не заметила... Единственная проблема - долго думает и ругается, когда не получается вспомнить. Но дочь Штирлица я ругала за слово "блин", а мальчика с особенностями всё-таки не буду... В общем работать можно, буду называть мальчика Исклом. (от слова "исключение". Просто, если бы я взяла это слово полностью, пришлось бы употреблять его в мужском роде!)
А псевдоним Узбек перейдёт к другому ученику, девятикласснику... Цель - только пройти порог, но я сомневаюсь, что мальчик достигнет даже этой цели... Началось всё с того, что он неправильно выделил грамматическую основу в предложении и сказал, к примеру, что "мне" - это подлежащее. "Ладно, - подумала я. - Может быть, не знает, какие вообще бывают члены предложения, это нормально". И я спросила:
- А на какой вопрос отвечает слово "мне"?
Узбек ответил:
- Кто?
Я сначала решила, что это случайная оговорка, но потом всё стало ясно... К какому-то существительному в именительном падеже Узбек задал вопрос "каким?". Как ни странно, я не растерялась. Повезло, что сижу в группе "Подслушано у репетиторов", иначе не знала бы, как объяснить материал начальной школы...
- Что нужно спросить, чтобы я ответила "вода"?
Неуверенный голос:
- Каких?
Тут уже я развела руками и стала думать, что приготовить на следующее занятие, чтобы научить задавать вопросы. Кто-то посоветовал книги Татьяны Рик. Я пролистала две из них, о существительном и прилагательном. Очень полезно, всем советую! Можно не только научиться задавать вопросы, но и вообще подружиться с частями речи! Но, когда я на следующем занятии стала использовать эти книги (вернее, пока только одну), что-то пошло не так... Узбек наконец понял, что такое существительное и на какие вопросы оно отвечает, то есть теперь он не задаст к слову "вода" вопрос "каких?". Но с падежами возникла проблема, несмотря на то, что их вопросы мальчик прекрасно знает... Оказывается, "на лугах" - это родительный падеж! И Узбек ещё доказать мне пытался: "Нет чего? Лугах!" Кажется, на следующее занятие нужно взять учебник русского языка для иностранцев...