«Да, были люди в наше время…»
Часть первая. (Памяти Нины Ургант).
И всё же в «совдепии» было что-то привлекательное и светлое. Может быть это видится сквозь призму тогдашней относительной молодости? Вспоминаются счастливые дни, когда мы в отпускной период ежегодно встречались в Сочи, в санатории «Актёр». Этот праздник жизни регулярно посещали именитые члены тогдашнего ВТО. Артисты Большого театра, артисты МХАТа, Современника, БДТ, Ленкома и т. д. Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Николай Караченцов, Сергей Юрский, Нина Сазонова, Николай Сличенко, да всех и не перечислишь. Звёзды того времени, наша гордость. Все они предпочитали проводить отпуск в этом престижном санатории. Собирались и дружили компаниями. Особенно памятны дни, когда мы с моей гражданской женой Ларисой Айрумян сблизились с неповторимой, очаровательной Ниной Ургант, Николаем Сличенко - «цыганом из сказки» (так его называл Шарль де Голль) и его женой Тамилой Агамировой. Мы не расставались ни на минуту все 24 дня, время пребывания в «Актёре».
Нина с того момента стала не просто знакомой, она стала родным человеком. Она не могла просто дружить. В этом плане она была максималисткой и её знакомые возводились либо в ранг ближайших родственников, либо просто переставали интересовать.
Её ближайшей подругой была Ия Савина. Ключи от ленинградской квартиры Нины Ургант находились у Ии Савиной, а ключи от московской квартиры Савиной были в рапоряжении Ургант. Она была готова поделиться всем, что имела, с близкими людьми. Радушие в этом человеке было немерено.
Буквально в том же году я с театром «Современник» приехал в Ленинград на гастроли. На Октябрьском вокзале меня встретила Нина и на своей машине повезла не в гостиницу, а к себе в гости, на Мойку. По пути она мне продемонстрировала с какой любовью и уважением к ней относятся ленинградцы. (Она была символом, сувениром Ленинграда). Мы остановились на светофоре на красный свет. Впереди метрах в 15-ти стоял постовой. Когда переход освободился от пешеходов, Нина, не дождавшись переключения света, проехала на красный. Милиционер с приветливой улыбкой отдал ей честь, вытянувшись во фрунт.
Когда мы приехали на Мойку в её двухкомнатную довольно просторную квартиру, я был поражён роскошью обстановки. Вся квартира, от кухни до спальни, была обставлена дорогой мебелью красного дерева. «Нина, да тебя пора раскулачивать!»-воскликнул я. «Всё это «богатство» с помойки. А куплено мною только вот это зеркало за 100 рублей». Я был приятно удивлён её вкусом и мудрым даром предвидения.
На гастролях в Ленинграде я бывал раз десять. Но все достопримечательности этого города мне показала Нина за одно лишь посещение. Программа, намеченная ею, была насыщенной и многообразной. Буквально на следующий день она повела меня в гости к своей учёной подруге, помощнице знаменитого Пиотровского. Перед входом в подъезд её дома стояла шестиметровая фигура рыцаря, опирающегося на щит. Квартира состояла из бесчисленного лабиринта комнат. Количество картин и антиквара по количеству и качеству могло соперничать с экспонатами серьёзного музея. В просторной столовой стоял огромный стол уже с закусками, а посередине штук двадцать хрустальных штофов ёмкостью от ста до двухсот грамм. Предлагалось гостям, по своему предпочтению, выбрать любой штофик. Штофики были наполнены напитками начиная от коньяка, до различных настоек и наливок. Такой порядок был в традициях семьи. В конце прекрасно проведённого вечера, из незаметной, потайной двери вышла благообразная, очень обаятельная старушечка, бабушка хозяйки. Она сразу стала центром внимания. Проявляя живость ума, она с тёплой и лёгкой иронией поведала нам о своеобразных особенностях жизни в прошлом веке (ныне уже в позапрошлом). Она училась в балетном классе на улице Росси, которым руководил знаменитый Гедеонов, современник Петипа. Раз в год их посещал государь император с вдовствующей императрицей. Рассказывала какие роскошные подарки они дарили ученикам балетной школы. Она погрузила нас в мир грёз и прекрасных воспоминаний. После этого памятного вечера я увлёкся коллекционированием хрустальных штофов и штофиков. Правда они у меня стоят пустыми и напоминают о том прекрасном вечере.
Я не был знаком с Андреем, сыном Нины. Прекрасным артистом Питерского «разлива». Питерцы имеют своё необъяснимое отличие. Это выражается во многом: интеллигентности, порядочности, своеобразном юморе, в частности, которым обладает её знаменитый внук Иван Ургант.
В доме Нины была гитара Андрея, которую Нина оставила при себе, как сувенир. Дело в том, что на ней играл Владимир Высоцкий, который часто бывал у неё в гостях. Правда при жизни Высоцкого она не смогла оценить масштабов его личности, о чём очень сожалела. Володя обычно не выпускал из рук гитары. И она его постоянно просила: «Володька, перестань хрипеть, дай отдохнуть!» Эту гитару она держала как сувенир, как память и никому не позволяла ею пользоваться. Правда, это вето не распространялось на меня, и я терзал её струны нещадно.
На тот момент у Андрея были проблемы с трудоустройством. А я приходил в её гостеприимный дом не один. Приходил с компанией. В том числе и с Владимиром Алексеевичем Андреевым, художественным руководителем московского театра им. М. Н. Ермоловой, артистом которого я был в то время. Зная Андрея Урганта, как артиста, Владимир Алексеевич высказал готовность взять его в труппу Ермоловского театра. Что помешало этому, не помню. Либо квартирный вопрос, либо отказ самого Андрея.
При содействии своего знакомого по фронту, ещё со времён войны, генерального секретаря компартии СССР Леонида Ильича Брежнева, Аркадий Исаакович Райкин получил в Москве помещение для своего театра «Сатирикон» (бывший кинотеатр «Ташкент»). Вся труппа Аркадия Исааковича перекочевала из Питера в Москву. Нина попросила меня взять шефство над её подругой, ведущей актрисой театра миниатюр Тамарой Кушелевской, помочь адаптировать в Москве.
Тамара Кушелевская была яркой, талантливой актрисой и в высшей степени порядочным интеллигентным человеком. Мы вместе с ней выбирали из предложенных вариантов квартиру в Москве. Она остановилась на квартире в старинном доме на Большой Ордынке.
У Тамары было несколько прекрасных сольных программ для эстрады. Мне удалось познакомить её с Модестом Александровичем Новиковым, руководителем музыкального коллектива «Спектор», «Модест концерт». Работать в концертах под руководством Модеста Александровича было большой честью. С ним работали многие ведущие артисты того времени. У Модеста Александровича с Тамарой образовался творческий союз. У Тамары был потрясающий эстрадный номер. Она играла деревенскую жительницу, приехавшую в столицу, заблудившуюся и потерявшую свою «товарку». Появлялась в конце зала пытаясь найти приятельницу среди зрителей. Выходила на сцену делясь своими проблемами с публикой. Это было блистательно, ярко, талантливо. Имела оглушительный успех.
Рядом с Тамарой на Большой Ордынке, в соседнем доме, жил в то время Михаил Козаков.
Продолжение следует...