Римский историк и биограф Гай Светоний Транквилл писал о Юлии Цезаре так:
«На целомудрии его единственным пятном было сожительство с Никомедом, но это был позор тяжкий и несмываемый, навлекавший на него всеобщее поношение»
Как мы видим, римляне, в отличие от греков, находили однополые связи недостойными настоящего мужчины. Но почему уважаемый историк обвинил в этом "безнравственном" поступке самого Цезаря, у которого, на минуточку, было целых три супруги и неопределенное количество любовниц?
В самом начале своей политической карьеры, когда Гай Юлий Цезарь был еще несмышленым юношей, его направили с дипломатической миссией к царю Вифинии Никомеду IV. Видимо, Юлий пришелся по душе царской особе, так как Никомед не только согласился пойти на территориальные уступки Риму, но и сделал юношу своим почетным гостем на долгое время. Тогда же пошли первые толки о том, что Юлий, дескать, обворожил правителя Вифинии и вошёл в его гарем. Лициний Кальва писал об этом издевательские стихи, а Публий Корнелий Долабелла прямо называл будущего римского правителя «царской подстилкой», намекая на пассивную роль придворного юноши. Не отставал от них и Курион-старший, назвавший Юлия «вифинским блудилищем».
Даже тогда, когда Гай Юлий Цезарь уже стал консулом и одним из наиболее влиятельных людей в государстве, Марк Кальпурний Бибул, избранный консулом вместе с Юлием, едко называл своего коллегу «вифинской царицей». А Цицерон, извечный противник Цезаря, ничуть не смущаясь, подробно рассказывал о том, как Гая Юлия лишали девственности в царской опочивальне. И даже среди римских легионеров, лояльных Цезарю, во время Галльской кампании была популярна следующая песенка:
Галлов Цезарь покоряет, Никомед же Цезаря:
Нынче Цезарь торжествует, покоривший Галлию, —
Никомед не торжествует, покоривший Цезаря.
Впрочем, сам Гай Юлий усиленно пытался эти слухи опровергнуть. Причем, не словом, а делом. Любовь Цезаря к женщинам стала не меньшей притчей по языцех, чем его возможная связь с царем Никомедом. Согласно все тому же Светонию, римский правитель якобы даже приказал Гельвию Цинне, народному трибуну, подготовить законопроект, который позволял Цезарю брать неограниченное количество жён.
В конце стоит задать самый главный вопрос: а были ли эти слухи правдивы? Что ж, сие есть одна из величайших загадок истории. Но, возможно, они не были так уж далеки от истины, а потому безудержная тяга Цезаря к женщинам была лишь попыткой доказать себе и окружающим, что они ошибаются. Так или иначе, но ответ на этот вопрос Гай Юлий унес с собой в могилу
Друзья! Если вам понравился выпуск, не забывайте подписываться на канал и читать другие мои публикации:
- История
- Культура
- Античность