Найти тему

Атам в мифах, магии и практике

Вероятно, первое магическое орудие (или оружие), которое испытывает искушение приобрести новый язычник, это то, что в народе называют атамом. Существует очень мало магических путей, не поддерживающих использование личного ножа, за исключением, возможно, дианических (часто сильно феминистских) групп, которых в США предостаточно. Такие группы часто отвергают использование любого оружия как изобретений патриархата, вместо этого предпочитая рисовать круг цветком или пером. В практиках викки и большинства путей высшей магии атам считается важным инструментом, поскольку он используется для обозначения направления востока и элемента воздуха (и, следовательно, интеллекта), если у человека или группы нет меча. (Однако эта ассоциация лезвия = восток = воздух не обязательно верна в большей части традиционного (то есть довикканского) колдовства.)

Атам чаще всего представляет собой нож или кинжал, обычно с железным или стальным, реже медным или бронзовым лезвием, на рукоятке или лезвии которого может быть или не быть ряда сигил (т. е. магических символов). Они были проиллюстрированы в ряде легкодоступных книг по викке и высшей магии. Обычно гарда может иметь форму полумесяца, или на навершие может быть выгравирована пентаграмма. Изредка нож, включая само лезвие, может быть сделан из резного дерева или простого куска рога — однако можно утверждать, что такие «лезвия» больше относятся к линейке жезлов, чем атамов.

Популярное современное язычество, особенно викка, настаивает на том, что личное лезвие, обычно снабженное черной ручкой, никогда не должно использоваться для разрезания чего-либо, хотя некоторые утверждают, что им можно разрезать торт. Совершенно определенно, настаивают они, его никогда нельзя использовать для взятия крови. А для групповой работы, скажут вам, его надо затупить, а острие отломить - так как острие и острие лишние, если лезвием ничего не резать, а острое лезвие опасно в кругу с другими людьми.

Рискуя быть несколько спорным в этом вопросе, я должен не согласиться. С тех пор, как было обнаружено, что некоторые горные породы можно расплавить, чтобы получить горячую текучую жидкость, которая при охлаждении может быть преобразована в полезные и долговечные предметы, личное лезвие в форме ножа стало одним из самых ценных вещей тех, кому посчастливилось владели одним. Важность для первобытного человека таких навыков работы с металлом и трепет, с которым они относились, сохранились в магической ауре, которая в фольклоре до сих пор окружает кузнеца.

Именно этот могучий образ сильного и блестящего клинка, как бы по волшебству возникающего в результате плавления, казалось бы, невзрачного и тускло окрашенного камня, является подлинным источником мифологического образа меча, извлеченного из камня, который так занимает центральное место в концепции законного царствования в мифе о короле Артуре. С точки зрения мифологии, обнаружив меч в камне и получив возможность владеть им, таким образом используя новую технологию, которую он представлял, Артур претерпевает фундаментальную трансформацию из обычного человека в лидера огромной силы и харизмы для своего народа. Мы настолько привыкли к диснеевским или дегенеративным позднесредневековым интерпретациям артуровского материала Мэлори, что неспособны увидеть лежащий в их основе образ, который бесконечно более значим.

Самые ранние лезвия были выкованы из самородной (встречающейся в природе металлической) меди около 4000 г. до н.э.; позже они были сделаны из бронзы, которая представляет собой гораздо более твердый сплав меди и олова; еще позже (около 2000 г. до н.э.) была открыта обработка железа. С момента самого раннего обнаружения металлов они использовались для изготовления оружия и ценились так высоко, что являются одними из самых обычных погребальных предметов, раскопанных археологами. Они считались настолько ценными, что их владельцы уносили их в подземный мир. До последних двух столетий и индустриализации обработки железа и стали качественный клинок был дорогим предметом, и большинство обычных людей владели им. Ему приходилось делать все, от нарезки овощей до снятия шкуры с мяса и чистки шкур. Одним из самых ранних ритуальных применений ножа было жертвоприношение - первоначально человека, позже животного.

Сегодня, конечно, концепция жертвоприношения вызывает у неоязычников тревогу и смущение (популярное «Обвинение богини» очень удобно позволяет неоязычникам уйти от этого). Тем не менее жертвоприношение действительно лежит в основе любых древних корней неоязычества. Таким образом, предполагать, что такое лезвие было бы преднамеренно затуплено, было бы явной чепухой. Кроме всего прочего, затупленный клинок совершенно бесполезен для каких-либо практических целей, и я сомневаюсь, что столь явно бесполезный предмет хранился бы дома во время возможных преследований. Сегодня не обязательно совершать жертвоприношения, чтобы понять и оценить происхождение магического клинка — и даже почтить это происхождение. Мы игнорируем их, однако,

Ваш атам — это, прежде всего, рабочий инструмент и (по происхождению) личное оружие, и с ним следует обращаться как с таковым. Его следует поддерживать острым, а лезвие время от времени очищать, чтобы предотвратить развитие ржавчины, особенно если оно сделано из железа или не нержавеющей стали. Полезный метод защиты лезвия состоит в том, чтобы приготовить смесь из равных частей пчелиного воска и парафина; его размягчают и натирают лезвие и другие металлические детали, оставляют на ночь, а на следующий день полируют. Воск проникает в волокна металла и наиболее эффективно защищает его от дождя, росы и так далее. Этот конкретный метод обычно используется группами исторической реконструкции для защиты оружия, даже несмотря на то, что использование парафина не является исторически точным!

Если у вас есть трудности с идеей, что атам является оружием, я бы посоветовал вам воздержаться от его покупки, пока вы не почувствуете себя счастливее по этому поводу; наши предки-язычники были в разное время охотниками на зверей и человекоубийцами и, хотя сегодня такой образ жизни не нужен, следует иметь в виду, что атам действительно представляет собой связь с теми давно умершими предками каждого из нас, которые сегодня называет себя язычником.

Единственным исключением из приведенных выше соображений, на мой взгляд, является случай, когда вам дают атам. Иногда такие вещи попадают к нам (часто странными и окольными путями), потому что они были предназначены для этого - несмотря на то, что они не подходят для всех магических целей и несмотря на то, что они не являются тем, что мы обязательно выбрали бы для себя! Это случилось со мной, и это ставит перед нами дилемму - в основном из-за того, что в данном конкретном случае физические качества ножа воспринимались как диаметрально противоположные ценности источника. В таком случае конфликта вы вполне можете решить сохранить подарок и использовать его как свой личный магический клинок, но купите хороший прочный клинок, подходящий для удовлетворения тех магических потребностей, которые (по какой-либо причине) дарованный клинок не удовлетворяет.

Атамы действительно стоят мало за массовое производство (и часто чрезвычайно безвкусное) в оккультном магазине или могут стоить значительно более за индивидуально изготовленный вручную с лезвием ручной ковки, хотя вы можете подобрать очень исправный (и острый) в магазине рыболовных снастей.

Для чего-то особенного или более личного вы можете получить клинок, сделанный специально для вас либо у кузнеца (да, есть еще несколько), либо у одного из оружейников, которые снабжают группы реконструкции. и сделать лезвия на заказ.

В последние месяцы, после ряда ужасающих нападений с ножами, в обществе возникло много дебатов и опасений по поводу ношения ножей. Предпринимаются шаги по пресечению продажи лезвий и их ношения на себе. Тем не менее, я подозреваю, что полиция меньше беспокоится о ножах как таковых, чем о некоторых лицах, которые их носят. Например, нож, который каким-то образом превратился в мой собственный рабочий клинок, представляет собой складной с лезвием чуть менее 6 см; то есть его можно носить с собой по закону, что я всегда и делаю. Он также прочный, красивый. острый и чрезвычайно функциональный. Несколько месяцев назад наша машина сломалась на автомагистрали, и через несколько минут подъехала полицейская машина, и два сотрудника приехали обследовать одинокую женщину в том месте, которое они считали опасным. Их мнение о моей уязвимости несколько изменилось, когда они узнали о моем твердом тисовом посохе (на который они внимательно посмотрели и которым восхищались), а затем о моем клинке в моей руке. Я сказал им, что ношу перочинный нож уже почти 20 лет и еще никого не зарезал. Их реакция? Конфискация? Нисколько. Хорошо тебе, сказали они. На самом деле они были очень рады тому, что один честный гражданин (особенно женщина) не был готов стать жертвой.

Наконец - один важный момент. Как упоминалось выше, общепринятая мудрость викки гласит, что лезвие атама никогда не должно «загрязняться» при контакте с кровью. Еще раз категорически не согласен! Если каждый из нас действительно, как нам говорят, дитя Богини, сотворенное из Ее собственного существа, то наша кровь, содержащая Ее сущность, не может ничего загрязнить, но, безусловно, может быть использована для того, чтобы даровать нам (и Ее ) благословение и святость того, к чему он прикасается. Атам — это одна из тех вещей, которые (обычно) вы покупаете только один раз, и в этом смысле она часто представляет вашу приверженность вере. Некоторые люди доходят до того, что магическим образом обменивают часть своего духа на дух клинка таким образом, что они магически связаны с этим клинком, а часть их как бы становится его заложником. Если вы готовы отдать свой дух вере и дать за нее поручительство, почему бы не запечатать ее своей кровью? Если ваш атам острый и чистый, из небольшого надреза будет достаточно пары капель крови, он не будет болеть и заживет примерно через день.

Мое собственное ощущение (и мнение тех, кто учил и инициировал меня) заключается в том, что клинок должен быть таким, с которым Вы можете себя защитить!