В Минтрансе отметили, что Linava призывает к обмену разрешениями на грузоперевозки с третьими странами, однако это ограничивает конкурентоспособность литовских перевозчиков
Министерство транспорта и коммуникаций Литвы усомнилось в том, что Литовская национальная ассоциация автомобильных перевозчиков (Linava) представляет интересы литовских перевозчиков, а не иностранных.
"Министерство транспорта и коммуникаций в ответ на появившуюся в СМИ информацию об обмене разрешениями на перевозку грузов с третьими странами сообщает, что обмен разрешениями в соответствии с заключенными межправительственными соглашениями и в соответствии с урегулированием, действующим с начала этого года... уже произведен", — говорится в сообщении пресс-службы Минтранса.
В ведомстве отметили, что обмен разрешениями с третьими странами производился как в соответствии с квотами этого года, так и дополнительными ("сверхквотными") разрешениями. Квоты были согласованы с ассоциациями, представляющими литовских перевозчиков, в начале года. Также, согласно заявлению Минтранса, были утверждены объемы дополнительных разрешений и они были переданы представителям иностранных государств.
"Если ассоциацию Linava не устраивает консолидированная позиция, согласованная со всеми ассоциациями перевозчиков Литвы, мы просим Linava не вводить общественность в заблуждение и предлагаем отдельно представить свои предложения всем ассоциациям перевозчиков Литвы и искать компромиссы, как это делают все в этих вопросах заинтересованные стороны", — заявила заместитель министра транспорта Лорета Маскалиовене.
В Минтрансе напомнили, что перевозка грузов автомобильным транспортом по международным маршрутам в третьи страны осуществляется с помощью обмена разрешениями между заинтересованными сторонами. Количество квот определяется в начале каждого года. При необходимости, кроме установленных квот, может производиться обмен дополнительными разрешениями. Как подчеркнули в ведомстве, все действующие в Литве ассоциации перевозчиков неоднократно говорили о том, что трехсторонние, или транзитные, разрешения для третьих стран ограничивают конкурентоспособность литовских перевозчиков, которые в основном действуют и сильны на рынке Европейского союза.
В тех случаях, когда для Литвы нет нужды обмениваться дополнительными разрешениями, но такая операция может способствовать росту двусторонних экономических связей или услуг, двусторонние разрешения (позволяющие въезд в Литву, но не транзит) могут быть дополнительно переданы иностранному государству, отметили в министерстве. Там подчеркнули, что это делается для усиления движение товаров через литовские логистические терминалы, а также для увеличения объема операций литовских перевозчиков в Литве и Западной Европе.
"Министерство транспорта придерживается принципа, что прежде чем вести переговоры с другой страной о разрешениях на перевозку грузов, необходимо сначала услышать интересы перевозчиков нашей страны. Мы ожидаем от представителей литовских ассоциаций перевозчиков, что они будут представлять интересы литовских, а не иностранных перевозчиков", — заявила Маскалиовене.
В январе этого года вступил в силу подготовленный ведомством порядок, обеспечивающий возможность представлять интересы литовских перевозчиков в двусторонних переговорах с зарубежными странами о разрешениях на перевозку грузов и пассажиров по международным маршрутам.
Минтранс заверил, что он постоянно консультируется с ассоциациями перевозчиков страны по поводу необходимости получения разрешений на перевозку грузов. С этой целью создана рабочая группа, в состав которой вошли представители ассоциаций перевозчиков, Министерства иностранных дел и Литовской администрации безопасности на транспорте. Существует также неформальная рабочая группа представителей бизнеса B2B, которая обсуждает размеры квот на обмен разрешениями, позиции будущих переговоров с третьими странами и ожидания. В этих консультациях участвуют Литовская национальная ассоциация автомобильных перевозчиков (Linava), Международный транспортно-логистический альянс, Литовский союз перевозчиков, Литовская ассоциация малых и средних перевозчиков и Конфедерация литовских промышленников.
Также в Минтрансе отметили, что Литва ежегодно ведет переговоры с третьими странами, а также с государствами Европейского союза о взаимно выдаваемых разрешениях для перевозчиков. В области автомобильного транспорта Литва заключила в общей сложности 32 межправительственных соглашения о международных грузовых и пассажирских перевозках.
В последнее время на фоне спецоперации РФ на Украине, антироссийских санкций Евросоюза, закрытия восточных рынков и перебоев в цепочках поставок транспортный сектор Литвы столкнулся с серьезными вызовами. Перевозчики регулярно жалуются на проблемы. Так, в Linava заявляли, что компаниям не хватает разрешений на транспортировку грузов. По данным организации, сотни предприятий, которые не осуществляют реальных перевозок, не вернули более 40 тысяч неиспользованных разрешений. Кроме того, перевозчики уже израсходовали выделенные на этот год 16 тысяч квот.
Кроме того, перевозчики не раз отмечали, что из-за дорогого топлива и высоких цен на обслуживание автомобилей стоимость услуг и перевозимых грузов будет увеличиваться.
Сейчас транспортные компании испытывают нехватку водителей, некоторые погрязли в долгах. Как отмечали в Linava, перевозчики находятся в критической ситуации.