Найти тему
Слово Истины

Какие цели достигает Бог, посылая нам потрясения?

Приходилось ли вам когда-нибудь, наблюдать за тем, как кузнец изготавливает меч? Очевидцы этого непростого и трудоемкого процесса отмечали, что мастеру требовалось долгое время придавать раскаленному металлу необходимую форму. И когда лезвие меча уже выглядело идеально, могло показаться, что основные работы закончены, но это было не так, кузнец еще не достиг желаемого результата. Впереди предстояла закалка лезвия: несколько этапов нагрева и резкого охлаждения в воде, благодаря чему прочность лезвия значительно повышается. Меч, не прошедший закалку, годен лишь для украшения, как элемент декора. Он не сможет выдержать даже первого тренировочного боя. Подобным образом каждому христианину на каком-то этапе жизни, может казаться, что, пережив обращение, пройдя трудным путем разрыва с миром греха, получив определенные познания (возможно, даже в христианском учебном заведении), он теперь совершенно готов к ответственному служению. Но это не так. Изменения жизни после обращения, преодоления первых трудностей христианского пути, получение лучшего духовного образования, самых правильных познаний – всего этого оказывается совершенно недостаточно для нашего духовного развития. Нам нужны еще и потрясения, которые закалят нас, сделают более сильными в духовном сражении, направят к предопределенным Господом целям. На библейском примере, из книги Деяния 9:26–30, можно рассмотреть каким образом потрясения в церкви и в мире направляют нас к Божьим целям?

Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса. Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. Братия, узнав [о сем], отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс (Деян. 9:26–30).

В этих стихах Лука описывает первые годы христианской жизни Савла. Савл, он же Павел, лично повстречался с Иисусом на дороге, ведущей в Дамаск. Три года он проходил обучение в пустынном месте в Аравии. Там Господь являлся ему, открывая истины Нового Завета. Там Савл размышлял над известными ему истинами ветхозаветного Писания. Там сформировалось его богословие. После чего Савл едва спасся от рук гонителей из числа иудейской диаспоры Дамаска. И вот теперь Савл оказался в Иерусалиме. Казалось бы, он уже готов к служению, потрясений уже достаточно. Но и здесь в Иерусалиме ему предстояло столкнуться с немалыми трудностями, чтобы идти к Божьим целям, став на путь миссионерского служения язычникам.

I. Потрясения при взаимодействии с верующими

Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса (Деян. 9:26–28).

Прибыв в Иерусалим, Савл вновь не имеет покоя. Теперь уже свои, последователи Иисуса, отвергают его. Находясь в лучшей церкви, руководимой апостолами, Савл не видит никаких проявлений любви в свой адрес. Верующие не доверяют ему, боятся, держатся от него в стороне. Они сомневаются в подлинности его обращения и искренности его мотивов. Все выглядит так, будто бывший гонитель лишь на время остановился, чтобы, проникнув в общество церкви, лучше узнать о ее устройстве, познакомиться с руководителями, а затем начать еще более жестокие преследования. Испытывая на себе отвержение церкви, Савл мог бы сказать: «Я ухожу из вашей общины. Если мне здесь не доверяют, я не намерен с этим мириться». Но он не поступает подобным образом. Савл понимает, что своей прошлой жизнью он дал повод для такого недоверия. (Если вы нанесли церкви значительный урон, а теперь покаялись, то не должны удивляться, испытывая первое время недоверие к себе.)

Проявляя смирение, Савл терпел, и отношение к нему изменилось. Варнава, пользующийся огромным уважением в иерусалимской церкви (Деян. 4:36), представил его апостолам как верного ученика, лично обращенного Иисусом Христом. Общение с Варнавой и смелое благовестие Савла изменило отношение к нему. Холодный прием учениками Иерусалима, трудности в общении с ними из-за недоверия и подозрительности – все это стало для Савла потрясением, через которое Господь направлял его на служение язычникам, указывая, что место Савла не в иерусалимской общине, а на миссионерских полях.

Уверен, большая часть тех, кто не первый год в церкви, не понаслышке знает, что такое потрясения, конфликты, ссоры, возникающие при взаимодействии с верующими (во время библейского консультирования или обличения упорствующих в грехе). Напряженных моментов в отношениях избежать очень непросто. Когда человек не принимает пасторство и не желает строить с церковью отношения подотчетности, взаимозависимости, тогда любое обличение такого человека, любая попытка дать ему библейские наставления, требующие перемен в практической жизни, вызывает противодействие с его стороны. Недостаток мудрости, смирения, дружелюбия и вежливости, а также зависть, соперничество в разных сферах способствуют обидам, ссорам, недовольству среди народа Божьего.

Ни одному человеку в церкви не избежать трудностей в общении. Преодоление таких трудностей – обязательный элемент вашего духовного развития. Никому не удастся возрасти духовно до тех пор, пока он не поймет и не примет в смирении, что в собрании искупленных не все идеально, что люди здесь согрешают, ошибаются и проявляют духовную слабость. Понимаете, почему Господь не создал ни одной совершенной церкви на земле? Да, существуют менее здравые и более здравые общины, но совершенной – нет. И лишь сталкиваясь с несовершенством в церкви, человек набирается опыта, проходит духовную закалку. Потрясения при взаимодействии с верующими являются инструментами в руках Бога, с помощью которых Он направляет нас к Своим целям.

Однако потрясений в церкви нам может быть недостаточно, поэтому Господь проводит нас через потрясения в мире.

II. Потрясения при взаимодействии с неверующими

Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. Братия, узнав [о сем], отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс (Деян. 9:29–30).

«Состязался», то есть часто спорил и обсуждал. Савл вел оживленные дискуссии с еллинистами, уподобившись Стефану, благовествовал в тех же синагогах. Еллинисты (евреи, выросшие за пределами Израиля, впитавшие культуру греков) попытались убить своего оппонента. Угроза жизни Савла оказалась столь велика, что иерусалимские братья приняли решение отправить его сначала в Кесарию, затем в Тарс. Кесария – морской порт, расположенный в ста километрах на северо-восток от Иерусалима. Там находилась постоянная резиденция римского прокуратора. Тарс – родной город Савла. От Иерусалима его отделяло более пятисот километров.

Можно сказать, что на этом служение Савла в Иерусалиме закончилось. Теперь он до конца своих дней свяжет себя с благовестием вне Иерусалима. Апостол Павел воспримет отвержение Евангелия иудеями, осознав, что таким образом Господь направляет его к более посвященному служению язычникам.

Проповедуя в антиохийской синагоге, Павел и Варнава, столкнувшись с противлением иудеев, скажут: «…вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46). Нечто подобное с Павлом произошло и в Коринфе: «Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» (Деян. 18:4–6).

Когда люди отвергают ваше свидетельство о Христе, восстают против вас, помните, Господь направляет вас через это к Своим целям, достижение которых однажды принесет обильные благословения. Мы окружены неверующими, взаимодействие с которыми часто весьма неприятно, трудно и может быть болезненно для нас. Но это обязательное условие для наших перемен. По сути, упрямство и противодействие неверующих часто становится орудием в руках Бога для управления верующими.

В Ветхом Завете Господь неоднократно побуждал языческих правителей воевать против Израиля, чтобы наказать Его народ, избавить от идолопоклонства, направить на путь благочестия. Языческую ассирийскую армию Господь называет жезлом Своего гнева, предназначенного для наказания народа Божьего. «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование!» (Ис. 10:5). Через пророка Аввакума Господь давал предупреждение: «Ибо вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями» (Авв. 1:6). Именно Бог поднимает халдеев (вавилонян) захватить Иудею. Можно быть уверенным, что и сегодня Бог (уменьшая Свою общую благодать, сдерживающую грех неверующих) позволяет вашим необращенным детям, родителям, мужьям, женам, соседям или сотрудникам на работе или кому-то еще враждовать против вас, чтобы добиться каких-то изменений в вашем сердце.

Отвержение, пережитое Павлом в Иерусалиме, еще более способствовало тому, чтобы еврей, бесконечно преданный своему народу, стал апостолом язычников. Цель, к которой Бог вел Савла через эти потрясения, очевидна.

Размышляйте о том, к каким целям Господь направляет вас, проводя через различные потрясения как в церкви, так и в мире.

Во-первых, через потрясения Господь направляет вас к служению. Мы уже достаточно сказали о том, что так произошло в жизни Савла. Можно вспомнить и непослушного пророка Иону, который не хотел служить в Ниневии. Он сел на корабль и отправился в противоположную сторону, но Господь руками язычников выкинул его за борт этого корабля и направил туда, куда Ему было угодно. Одним нужны потрясения, чтобы служить там, где они призваны. Другим нужны потрясения, чтобы не позволить им служить там, где они не призваны. Например, один христианин нес пасторское служение в небольшой общине. Но в этой небольшой церкви ему пришлось пережить большие потрясения и оставить пасторский труд. Благодаря этому, он понял, что руководить церковью – совершенно не его призвание. Сегодня он трудится в общине, но совершенно в другом направлении.

Допуская потрясения, Господь не только направляет к служению или удаляет от него, с их помощью Он закаляет в служении. Переживая кризисные, напряженные моменты, истинные служители становятся еще более опытными, мудрыми и благочестивыми. Если вы переживаете трудности в церкви или в мире, одна из целей Господа может состоять в том, чтобы направить вас служить там, где вы не хотите служить либо закалить, сделать более зрелым в том труде, который вы уже совершаете для созидания церкви.

Во-вторых, через потрясения Господь помогает вам осознать ошибки прошлого. Савл, гонимый всюду: и в Дамаске, и в Иерусалиме, мог на личном опыте ощутить, какую боль он приносил святым церкви, преследуя их. Наблюдали ли вы, как верующие, неоднократно обижавшие своих духовных наставников, спустя годы просили у них прощения. Знаете, что их побудило к этому? Когда-то они причиняли боль своим наставникам непокорностью, упрямством, подозрительностью, завистью, а теперь сами страдают от таких же нападок со стороны тех, кого сейчас духовно опекают. Если вас кто-то обидел в церкви, это может помочь вам осознать, что когда-то подобным образом вы также обижали братьев и сестер. Если вас обидят неверующие, то сможете на личном опыте прочувствовать, что переживали люди, которых вы обижали до обращения, притесняли, высмеивали за верность Иисусу Христу.

В-третьих, через потрясения Господь избавляет вас от нереальных ожиданий. Практически все новообращенные склонны идеализировать верующих, церковь. Им кажется, что люди, окружающие их в поместной церкви, подобны ангелам. Но даже небольшой по влиянию и краткий по времени конфликт в церкви, затронувший их лично, возвращает новообращенных к реальности земной жизни. Теперь им легче понять, что верующие, согрешающие по отдельности (1 Ин. 1:8), не избавляются полностью от влияния греховной плоти, собираясь вместе. Чем раньше новообращенный это усвоит, тем меньше ошибок совершит. Перечислим их.

Первая ошибка – оставление собрания святых: «Если в церкви не все совершенно, и не существует идеальной поместной общины, зачем тогда вообще пребывать в церкви?»

Вторая ошибка – обобщение: «Если меня один человек обидел, значит, все верующие такие, не буду никому доверять, ни с кем близко общаться».

Третья ошибка – поиск совершенной церкви. Замечая недостатки в одной общине, человек переходит в другую, затем в третью и так далее. Нарисовав в своем сознании определенный идеал, он ходит из церкви в церковь, теряя впустую драгоценные годы жизни, которые следовало бы употребить для созидания Тела Христова.

Четвертая ошибка – противодействие. Обращая внимание на какие-то недостатки в своей общине, человек не прилагает достаточно усилий для того, чтобы их изменить своим смиренным примером, молитвой и созидающим общением. Вместо этого, он начинает все больше погружаться в недовольство, ропот, распри и подозрения. Поступая так, он не обращает внимания на то, что по основным вопросам община движется в правильном направлении, и начинает разрушать церковь, не содействуя работе пресвитеров, а противодействуя ей.

Если сможете достойно преодолеть первые потрясения в церкви, то не допустите нереальных ожиданий от нее и всех ошибок, связанных с этим. Нереальные ожидания могут касаться не только церкви, но и мира. Новообращенным легко вообразить, будто мирское окружение с радостью примет их веру. Кому-то кажется, что он будет эффективен в деле благовестия, как апостол Павел. Но первые потрясения новообращенного благовестника, отвержение Слова Божьего мирским окружением открывают реальность – мир пребывает во тьме и ненавидит свет.

В-четвертых, через потрясения Господь изменяет ваши сердца. Непослушные библейским наставникам, гордые, нетерпеливые, немилосердные люди могут остановиться только через потрясения. Хвастливого Петра не могли остановить никакие предостережения Иисуса. И только позор тройного отречения смирил его сердце. Кому-то для смирения необходим серьезный конфликт с неверующими. Но и потрясения в церкви могут быть весьма полезными для нас.

Изучайте Писание, молитесь, размышляйте, чтобы видеть цели, к которым Господь ведет вас через различные испытания.



С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц