В школьном образовании очень много неправды: дрессировку называют обучением, механические навыки - знаниями; оценки ставят не за знания или умения, а за старания или из жалости, но потом на основе этих оценок делают какие-то глобальные выводы о качестве образования...
Сплошная ложь. В какой-то мере, конечно, ложь в школе готовит учеников ко лжи в жизни - привыкшие называть вещи чужими именами, школьники придут в разнообразные сферы, в которых в моде точно такое же наглое очковтирательство и передёргивание. Но точно ли это то, к чему следует стремиться и на что равняться?
Мне лично так не кажется. Во многом, если бы удалось переломить ложь в образовательной системе, то и в других сферах жизни лжи тоже стало бы меньше - выпускники, которые привыкли называть вещи своими именами, не станут соглашаться, что чёрное - это белое, потому что "так принято".
Неполный список лжи
- в школе учат понимать предмет;
- оценки соответствуют знаниям предмета;
- не бывает необучаемых детей;
- учитель должен увлечь/заинтересовать предметом;
- в школе всех научат одинаково.
- Вместо понимания школьная программа (я говорю о математике) скорее направлена на выполнение алгоритмов по шаблону. Отличники в школе на этом пути - идеальные дрессированные обезьянки. Первая же олимпиада, первая же нестандартная задача ставит их в тупик.
- Оценки в школе ставятся за всё, что угодно, кроме знаний. Можно легко получить 4, зная и понимая, но хронически не умея считать, а можно иметь твёрдую 5, будучи той самой обезьянкой, или списывая, или строя глазки учителю.
- Необучаемые (вернее не желающие учиться) дети есть, практически в каждом классе хотя бы один такой присутствует.
- Учитель не клоун, а увлечь можно только тех, кто изначально настроен хоть на какую-то работу (разумеется, таких должен увлечь).
- Без желания и труда самого ученика вообще ничего не произойдёт.
Давайте попробуем говорить друг другу больше правды! Например о том, что ВПР не коррелирует с годовыми оценками - и это нормально, потому что итоговые оценки не означают равномерное знание всех изученных тем за год, а зачастую завышены за счёт сделанных родителями или списанных с ГДЗ домашних заданий или занижены из-за безделья на уроках (считал ворон, не смог ответить у доски, нахватал двоек - потом разобрался, контрольную написал, но средняя осталась ниже). Или о том, что есть такие дети, которых лучше бы не было. Или о том, что уроки по ФГОС проводят только при посещении их методистами или администрацией, потому что в этом бреде нет ни малейшего смысла. Или о том, что в журнале ставятся проведёнными все уроки, которые пропали из-за каких-нибудь выездов на экскурсии или тех же ВПРов.
Да мало ли найдётся такого, в чём школа лжёт самой себе и другим! А нас ведь в детстве учили, что врать нехорошо - так зачем же мы теперь учим следующее поколение обратному? Риторический вопрос.