В Александровском дворце на втором этаже на Детской половине располагалась комната, которая периодически использовалась, как кинематографическая. В волшебный мир кино во дворце семья погружалась именно там.
У кинематографа не было отдельной комнаты, она была и учительской, она же использовалась для уроков музыки. Таким было её расположение (выделено красным цветом №17):
Я думаю (могу ошибаться), что это фото сделано именно в комнате №17.
Французский посол Морис Палеолог однажды был приглашен на сеанс кинематографа и оставил об этом воспоминания, которые дошли до наших дней. Правда, кинематограф в честь гостя установили в Полукруглом зале на первом этаже.
Я приехал в Царское Село в пять часов. Кинематограф установлен был в большом круглом зале; перед экраном поставлены три кресла; вокруг них дюжина стульев. Почти тотчас же вышли император и императрица с великими княжнами и наследником цесаревичем, в сопровождении министра двора Фредерикса с супругой, обер-гофмейстера графа Бенкендорфа с супругой, полковника Нарышкина, г-жи Буксгевден, воспитателя наследника Жильяра и нескольких чинов дворцового управления. Во всех дверях столпились и выглядывают горничные и дворцовые служители. Император одет в походную форму; на императрице и великих княжнах простые шерстяные платья; прочие дамы в визитных туалетах.
Картина прошлого как будто оживает. На креслах безусловно сидели Император Николай, Императрица Александра Федоровна, и скорее всего Морис Палеолог.
Передо мной императорский двор во всей простоте его обыденной жизни. Император усаживает меня между собой и императрицей. Свет гасят, и сеанс начинается.
С глубоким чувством гляжу я на бесконечный ряд картин, изображающих живые подлинные события, столь наглядно подтверждающие усилия французов. Император восхищается нашей армией; он восклицает: "Как хорошо, какая отвага, как можно выдержать такой обстрел! Сколько заграждений перед неприятельскими окопами".
Ну, французская армия какой-то особенной силой никогда не обладала, толку от такого Союза (России и Франции), заключенного еще Императором Александром 3 на самом деле было мало.
Императрица, по обыкновению, молчалива; все же, поскольку она это умеет, она старается быть со мной любезной. Но до чего натянуты ее малейшие комплименты! До чего неестественна ее улыбка!
А вот это уже предвзятое отношение к Императрице, которое тогда, увы, было модно.
В продолжение двадцатиминутного перерыва, во время которого нам подают чай, император выходит в соседнюю комнату покурить, я остаюсь один с императрицей; бесконечным мне кажется этот tete-a-tete. Мы говорим о войне, об ее ужасах, о нашей несомненной и полной победе. Ответы императрицы отрывочны; она соглашается со всеми моими замечаниями, как соглашался бы автомат.
Вторая половина сеанса ничего не добавляет к первому впечатлению.
При прощании император сказал мне с любезностью, свойственной ему, когда он в духе: "Я очень доволен этим путешествием, совершенным с вами по Франции. Завтра мы долго поговорим"...
Знал бы Император Николай 2, что Морис Палеолог потом напишет о его любимой супруге, общение было бы несколько иным.
Фотографии раскрашены мной, ставьте 👍лайк и подписывайтесь на канал. Моя группа ВКонтакте История России в цвете