Данные Росстата за прошедшие периоды 2022 года дают богатую пищу для размышлений. В общем и целом получается картина сдержанного оптимизма, при условии отсутствия новых "форс-мажоров" до конца года. Хотя что может быть "форс-мажором" на фоне всех события 2022 года? Даже локальное применение маломощных спецбоеприпасов на полях СВО уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Так, обострение, но не более того.
Поскольку время сами знаете какое, больше всего интересует состояние дел в российском ВПК. Но тут Росстат крепок держит информационную оборону, поэтому данные надо выискивать "между строк". Например, производство готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) выросло за первые восемь месяцев этого года на 5%. Среди его подразделов производство металлических цистерн, резервуаров и прочих емкостей, которое выросло на 22,6%. Еще тут есть загадочное производство готовых металлических изделий, не включенных в другие группировки, которое выросло на 17,8%. Этот пункт является агрегированным показателем, в него, в частности, запрятано производство оружия и боеприпасов.
Производство прочих транспортных средств и оборудования, которое в целом за январь‒август сократилось на 2%, а его агрегированный подраздел «Производство прочих транспортных средств, не включенных в другие группировки», сократился на 9,6%. Если же взять данные за август (в сравнении с августом 2021-го), то мы увидим, что основной раздел сократился на 7,2%, а уже упомянутый подраздел, при всем негативном фоне для российского автомобилестроения, вырос на целых 40,2%. Есть обоснованные подозрения, что в агрегированный подраздел включены в том числе и военные боевые машины.
Собственно говоря, эти два подраздела — единственный и очень ненадежный способ отследить рост производства отечественного ОПК. Росстат старательно маскирует данные по военному производству. Их не видно в детализации ВВП, да и в остальной открытой статистике их нет. Даже в этих двух показателях они свалены в кучу вместе с другими металлическими изделиями и прочими транспортными средствами. Собственно, многие предприятия в России, которые производят оружие и военную технику, являются компаниями «двойного» назначения и производят также и гражданскую продукцию. Так что без доступа к их секретной военной отчетности что-то вычислить практически невозможно.
Вообще, ОПК для экономики традиционно является неплохим локомотивом. Например, США за время Второй мировой войны неплохо заработали и превратились в мировую сверхдержаву после ее окончания. Как говорит заместитель генерального директора ЦМАКП Владимир Сальников, мультипликатор ОПК, особенно в том, что касается военной техники, достаточно неплохой
Машиностроение вообще отрасль с высоким мультипликатором, а в военной его части еще и доля импорта сильно меньше, чем в гражданской. Задействуются металлургия, химия. Причем вместе с самой оборонкой это довольно трудозатратные отрасли, так что еще и зарплата должна занимать неплохую долю в добавленной стоимости, а зарплата — это платежеспособный спрос
Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ фиксировал рост в августе выпуска машин и оборудования, а также прочих транспортных средств, где сконцентрировано производство для гособоронзаказа.
В сентябре Владимир Путин поручил нарастить производственные мощности ряда предприятий оборонной промышленности и объемы производства. В том же месяце на 12-часовой рабочий день перешел Уралвагонзавод, оборонные предприятия Прикамья — конструкторское бюро Мотовилихинских заводов и Пороховой завод — перешли на круглосуточную работу.
А в начале октября гендиректор Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Владимир Щелоков в интервью «Российской газете» так описал рост оборонзаказа:
У кого-то объемы производства выросли на 40 процентов, а у кого-то задание увеличилось в четыре раза — все зависит от востребованности продукции
К сожалению, так как доля ВПК в ВВП неизвестна, равно как и то, на сколько конкретно вырастет производство этой отрасли в 2022 году, то и оценить влияние этого сектора на динамику экономики не берется никто. Ясно лишь, что это очень важный фактор, который будет работать «в плюс».