Найти тему
Поворот на Право

Иногда судебный спор, кажущийся обычным столкновением двух компаний, может стать опасным случаем, который повлияет на расстановку сил и

Иногда судебный спор, кажущийся обычным столкновением двух компаний, может стать опасным случаем, который повлияет на расстановку сил и баланс во всей индустрии. В этот раз мы говорим о рынке товаров повседневного спроса и споре между «Пальмира Волга» и «АБ ИнБев Эфес», в котором «Пальмира Волга» требует взыскать более 730 млн. рублей скидок и стимулирующих выплат с производителя пива.

 

Путь товара на полку

Самостоятельная доставка производителем товара до точки продажи несет за собой определенные расходы и логистические сложности, поэтому и появились дистрибьюторы.

 

Дистрибьюторы активно сотрудничают с торговыми точками и занимают наиболее выгодную и сильную позицию на рынке, оказывая значительное влияние на ценообразование. Ведь чтобы попасть к потребителю, товар сначала попадает к дистрибьютору, где происходит первая наценка (10-40%), затем к ретейлеру, где происходит вторая наценка (5-100%).

В то время как производитель слабо влияет на ценообразование, он лишь рекомендует диапазон цены, в котором может продаваться товар, или максимальную цену перепродажи, что является устоявшейся практикой.

 

Скидки

Наличие скидок дистрибьютору от производителя позволяет подстраиваться под изменение рыночных условий, при необходимости — стимулировать продажи в отдельных регионах, но их применение остается в зоне ответственности дистрибьютора.

 

Если эту схему изменить, дистрибьютор сможет предоставлять крайне выгодные для сетей скидки, продавая даже себе в убыток, а потом пытаться взыскивать эти деньги с производителей через суд. Именно этого пытается добиться «Пальмира Волга».

 

В первой инстанции требования компании были отклонены, что вполне логично, потому что требование противоречит ФЗ «О торговле». Тем более, подобные дела уже были на практике. В 2019 году дистрибьютор Coca-Cola попытался взыскать с компании сумму скидок, которые он предоставлял своим покупателям — розничным сетям.

 

Суд тогда чётко дал понять, что скидки — коммерческий риск дистрибьютора, а указания производителем возможной скидки в договоре носят только рекомендательный характер.

 

Сейчас же 9 апелляционный суд дважды отложил дело и это вызывает панические настроения среди участников рынка. Потому что при принятии неправомерного решения, нас ждут последствия:

— формализация отношений между дистрибьюторами и производителями

— усложнение процедур поставки и продвижения продукции

— очевидный рост цен для конечного покупателя.

 

Надеемся, требование будет отклонено и однозначно законное решение суда первой инстанции останется в силе.